Фильтры

Филип Гринспан (Philip Greenspun)
Вы можете быть отличным фотографом, не имея ни одного фильтра. Много вещей, для которых традиционно использовались фильтры, можно проделать в Фотошопе.

Фильтры для черно-белой фотографии

George by the Charles River Basin Для черно-белой фотографии наиболее часто применяются четыре фильтра: красный, оранжевый, желтый и зеленый. Если бы все элементы вашей фотографии были бы окрашены в оттенки серого цвета, вам не нужно было бы одевать на объектив фильтры. Однако в реальном мире предметы окрашены в разноообразные цвета. Цветные фильтры меняют относительную яркость объектов разных цветов.

Конкретный пример: моим любимым фильтром является красный. Здесь, в Бостоне, небо обычно синее. Облака обычно белые. К несчастью, на черно-белой пленке их яркость примерно одинакова и небо получается монотонно белым. Между облаками и небом нет контраста, нет перепада яркости. Красный фильтр притемняет синие предметы больше, чем белые. Поэтому на отпечатке небо будет темным, а облака - по-прежнему белыми. Большинство черно-белых пейзажных снимков сделаны с применение того или иного фильтра.

Big Island, Hawaii

Фильтры для цветной фотографии.

Если вы хотите стать крутым рекламным фотографом, вам обязательно нужно купить измеритель цветовой температуры Minolta и целую кучу компенсационных фильтров. Пленка создана для фотографии на улице в полдень. Но солнечный свет на закате гораздо краснее полуденного, а свет от неба, который освещает тени, гораздо синее полуденного солнечного света. Если вы хотите устранить эти различия, вам придется носить с собой "утепляющие" и "охлаждающие" фильтры. Я лично слишком ленив для этого. Я надеюсь, что (1) результаты при необычном освешении будут интересными, (2) современная пленка, особенно Fuji Reala, скомпенсирует различия, (3) если это была цветная негативная пленка, то различия скомпесирует лаборатория и (4) я всегда могу поправить цвет в Фотошопе.

Фото справа: на закате мой двоюродный брат Дуглас держит нашу троюродную сестру Джулию. Я бы мог использовать "охлаждающий фильтр", чтобы вернуть цвета к нейтральным, но тогда снимок потерял бы теплоту.

Tiffen производит специализированный фильтр, который называет "улучшающим" ("enhancing"). Вот что они про него пишут:

Создает яркие, более насыщенные красные, коричневые и оранжевые цвета, не оказывая значительного эффекта на передачу остальных цветов. Фильтр сделан из didymium стекла, и идеален там, где красные, коричневые и оранжевые цвета должны быть обогащены. Старые ржавые сараи, цветы, каменные формации, клубника и помидоры - это всего лишь некоторые из возможных применений этого фильтра. Наиболее популярным применением является съемка цветов осени. Цвета осенней листвы значительно улучшаются, осенние пейзажи становятся насыщеннее. При использовании неавтоматических камер требуется компенсация на 1/2 или 1 стоп.
У меня есть такой фильтр, но я обычно слишком ленив, чтобы реально его использовать. Вот несколько фотографий для примера (к сожалению, все плохие):

Каньон Чако, штат Нью Мексико.
before
Каньон Чако, штат Нью Мексико.
after
Каньон Чако, штат Нью Мексико
before
Каньон Чако, штат Нью Мексико
after
Каньон Чако, штат Нью Мексико
before
Каньон Чако, штат Нью Мексико
after

Поляризующие фильтры

Поляризующие фильтры используются как с черно-белой, так и с цветной пленкой для уменьшения отражений. Это, например, важно, если вам нужно сфотографировать нечто, находящееся под поверхностью озера или бассейна. Отражение от воды и листьев имеет белый цвет. Подавление отражений при помощи поляризующего фильтра приводит к повышению насыщенности цветов. В эпоху пленки Kodachrome многие фотографы вообще не снимали поляризующий фильтр с объектива. С современными насыщенными пленками, такими как Fuji Velvia, эта практика устарела. В современных пленках цвета и так достаточно насыщены, а потеря от 1 до 2 стопов при использовании поляризующего фильтра довольно болезненна.

Поляризующие фильтры состоят из двух частей, передняя из которых вращается, так что вы можете меняеть угол поляризации. Ввиду своей повышенной сложности поляризующие фильтры ухудшают качество изображения больше, чем остальные фильтры. Если у вас современная зеркальная камера (изготовленная после 1980 года), в ней наверняка имеется разделитель светового потока, который направляет часть света к фотодиодам экспонометра. Стандартный "линейный" поляризатор, в зависимости от относительного угла расположения фильтра и делителя, может практически полностью подавить ту часть светового потока, которая направляется к экспонометру. Вы должны использовать "круговой" поляризующий фильтр, который не влияет на точность работы экспонометра камеры.

Nikon производит одни из лучших поляризующих фильтров, в которых передний элемент по диаметру больше заднего. Это дает возможность использовать фильтр с широкоугольными объективами, с фокусным расстоянием в 20мм и короче, не боясь виньетирования (затемнения краев кадра, особенно углов, вызванного блокированием света кольцом фильтра).

Vignetting

Если вы прикручиваете один фильтр поверх другого или еще как-то помещаете куче всего перед объективом, вы рано или поздно столкнетесь с проблемой виньетирования. В качестве примера приведу фото, в котором я случайно одел бленду от 80мм нормального объектива на 50мм широкоугольный объектив. Я находился в Кауаи, на знаменитом побережье Напали. Я снимал моей 6х6см камерой Rollei 6008. Мне следовало бы быть более внимательным.

Napali Coast.  Kauai.  Hawaii


В любом случае фокусное расстояние было выбрано неправильно. Мне кажется, снимок, сделанный 250мм объективом, выглядит значительно лучше:

Napali Coast.  Kauai.  Hawaii


Я, видимо, хотел запечатлеть облака, но фото получилось неинтересным, так как слишком большая его часть черная.

Градиентный Нейтральный Фильтр

Sunset.  Chaco Canyon, New Mexico Солнце очень яркое. Вы это слышите впервые. Пленка может запечатлеть только очень ограниченный диапазон яркостей. В фото заката, если вы замерите экспозицию по небу, пейзаж полусится как черный силуэт. Если вы замерите экспозицию по пейзажу, небо получится белым. Можно, конечно, сделать два снимка, а затем скомбинировать их в Фотошопе. Можно попробовать использовать мощную вспышку для подстветки пейзажа. Или поместить перед объективом нейтральный градиентный фильтр. Такой фильтр на 2 или 3 стопа темнее с одной стороны (обычно сверху), чем с другой. Градиентный фильтр выравнивает яркости неба и земли.

Градиентный фильтр обычно имеет мягкий, постепенный переход от темной к светлой части. Границу перехода следует располагать на линии горизонта. Лучшими фильтрами являются квадратные или прямоугольные фильтры. Такой фильтр можно перемещать вверх и вниз и это дает вам возможность точно позиционировать его на выбранной композиции. Тиффен производит отличные стеклянные градиентные нейтральные фильтры. Я пользуюсь ими, устанавливая в держатель Cokin P (см. ниже).

Софт-фильтры

Существует целое направление в портретной фотографии, сторонники которого утверждают, что фотографы старого времени с их мутными объективами делали гораздо более впечатляющие портреты, нежели сегодняшние фотографы с их супер-резкими, ультра-контрастными объективами. Если вы действительно хотите проделать все правильно, вы должны купить объектив с мягким (софт) фокусом, описанный в моем руководстве по портретной фотографии. Если вы хотите лишь слегка размыть ваши фото, существует ряд вещей, которое вы можете поместить перед объективом. Самым дешевым является нейлоновые чулки. Наиболее дорогим будет фильтр Zeiss Softar, классический фильтр, состоящий из мелких "линз". Вы не можете ошибиться с Софтаром, но есть и более дешевые решения. Tiffen, видимо, будет утверждать, что их фильтр Soft/FX даже лучше, чем Цейсс. Но я лично не сильно верю во всю эту мягко-будуарную теорию и у меня есть объектив a Canon 135 с мягким фокусом, так что я не склонен к экспериментам.

Фильтры, исправляющие дефекты объектива

Если мягкий фильтр имитирует дефекты оптики, есть фильтр с темным пятном в центре (center-spot), который корректирует дефекты объектива. Большинство супер-широкоугольных объективов, особенно для крупноформатных камер, ярче в центре и темнее к краям. Если вы не хотите, чтобы углы снимка были темными, вам нужен фильтр, который темнее в центре и светлее к краям. Я использую такой фильтр на моей 6х17см панорамной камере Fuji 617, в которой применяется оптика от широкоформатной камеры с негативом 13x18см.

Широкоугольные объективы 35мм камер тоже имеют некоторый спад света к краям, но обычно это значительно лучше откорректировано и при f/8 или f/11 вообще сходит на нет.

Типы фильтров

Наиболее часто встречаются стеклянные фильтры с металлической резьбой. Они приворачиваются перед объективом. Единственной проблемой с такими фильтрами является то, что иногда их трудно открутить. Профессионалы носят с собой специальные пластиковый инструмент, позволяющий открутить заевший фильтр. В принципе, лучше бы фильтры имели байонетное крепление, как это сделано на таких высококачественных среднеформатных камерах, как Хассельблад и Роллей. (К несчастью, цена одного такого фильтра с байонетом примерно равна цене дешевого объектива для 35мм зеркальной камеры.)

Kodak производит желатиновые фильтра под маркой "Wratten". Профессионалы с крупноформатными камерами обычно приклеивают их к своим объективам клейкой лентой, обычно внутри камеры. Желатиновые фильтры дешевы, очень качественны оптически, но время их жизни довольно короткое.

Современным эквивалентом желатиновых фильтров является система фильтров Cokin и ее аналоги. Вы покупаете специальный держатель и потребное количество фильтров в виде квадратных пластинок из пластика 7.5х7.5см или 10х10см. Вы можете поместить перед объективом до трех или четырех таких фильтров для получения весьма экзотических эффектов. Я бы лично все сделал в Фотошопе... В любом случае фильтры с держателем Cokin P являются стандартом и имеют свои применения. В моей сумке имеется такой держатель и нейтральный градиентный фильтр.

Фильтры какой фирмы выбрать?

Параноики используют фильтры B+W или Nikon. Tiffen стоит вдвое дешевле и практически такой же по качеству. Кинооператоры используют фильтры Tiffen со своили объективами стоимостью по $10000 для производства кинофильмов стоимостью по $100 миллионов. Похоже, никто не использует фильтры Canon.

Какие фильтры стоит иметь начинающему?

Я думаю, что начинающему не следует покупать никаких фильтров, за исключением, возможно, ультрафиолетового фильтра для защиты дорогостоящей оптики. Если вы начнете думать о фильтрах, это отвлечет вас от главного - от мыслей об освещении, композиции и объекте съемки. После того, как вы истратите 500 рулонов пленки, вы можете начать думать о фильтрах. Это не относится к фотографированию пейзажей на черно-белую пленку, так как в этом случае вам довольно быстро понадобится пара фильтров.

Какие фильтры есть у меня?

У меня есть огромная куча фильтров. Какие из них я использую? Серый градиентный фильтр для закатов. Поляризованный фильтр для тех случаев, когда требуется котроль над отражениями. Ультрафиолетовые фильтры производства B+W для защиты моих инвестиций в оптику Canon L, хотя в принципе я должен их снимать для максимального качества снимка.

Полезные данные

Вот некоторые данные (с разрещения фирмы Tiffen)...

(Замечание: Орто и Пан обозначают два типа черно-белой пленки: ортохроматический и панхроматический. Современные пленки все являются панхроматическими, т.е. реагирующими на все длины волн видимого света. Это заметно по названиям, таким, как "Tri-X Pan".)

Фильтры для черно-белой фотографии

Увеличение экспозиции (f Stop) Увеличение экспозиции (f Stop)
Орто Пан
Номер фильтра Цвет или
Название
Использование Для дневного света Для ламп накаливания Для дневного света Для ламп накаливания
6 Желтый 1 Для всех черно-белых пленок для съемки при дневном освещении. Поглощает излишний синий, притемняя небо и выделяя облака.

1

²/3

²/3

²/3

8 Желтый 2 Для всех черно-белых пленок, наиболее правильная тональная коррекция для панхроматических пленок при съемке при дневном освещении. Дает отличный контраст облаков на фоне синего неба и листвы. Можно использовать с цветной пленкой для специальных эффектов.

1 ¹/3

1

1

²/3

9 Желтый 3 Темно-желтый для еще большего контраста облаков.

1 ¹/3

1

1

²/3

11 Зеленый 1 Для всех черно-белых панхроматических пленок. Идеальный фильтр для съемки потретов при дневном свете с небом на заднем плане. Дает прекрасные снимки пейзажей, цветов и обеспечивает естественный тон неба.

-

-

2

1 ²/3

12 Желтый "Минус синий" убирает дымку при съемке с воздуха, устраняет излишнюю синеву луны в астрофотографии. Рекомендованный фильтр для инфракрасной цветной обращаемой пленки Kodak Aero Ektachrome Infrared.

1 ²/3

1 ¹/3

1

²/3

13 Зеленый 2 Для мужских портретов при искусственном освещении. Обеспечивает глубокие тона кожи. С панхроматическими пленками осветляет листву.

-

-

2 ¹/3

2

15 Темно-желтый Для всех черно-белых пленок. Обеспечивает "драматическое" темное небо, отлично подходит для морских сцен и для фотографии с воздуха. Повышает контраст при копировании.

2 ¹/3

1 ²/3

1 ²/3

1

16 Оранжевый Темнее, чем #15. Только для панхроматических пленок.

-

-

1 ²/3

1 ²/3

21 Оранжевый Поглощает синий и сине-зеленый. Затемняет синие тона. Только для панхроматических пленок.

-

-

2 ¹/3

2

23A Светло-красный Повышает конраст, делает темными небо и воду, подходит для архитектурной съемки. Не рекомендуется для портретов. Только для панхроматических пленок.

-

-

2 ²/3

1 ²/3

25 Красный 1 С панхроматическими пленками создает "драматическое" небо, имитирует "лунный свет" на снимках, сделанных днем (при небольшой недодержке). Отличный фильтр для копирования чертежей. С инфракрасной пленкой дает очень сильный контраст на небе, делает листву белой, устраняет дымку и туман. Используется в научной фотографии.

-

-

3

2 ²/3

29 Темно-красный Сильный контраст, копирование чертежей.

-

-

4 ¹/3

2

47 Темно-синий Подчеркивает туман и дымку. Используется при переносе красителей и для различных эффектах с контрастом.

-

-

2 ¹/3

3

47B Темно-синий Осветляет синий для улучшения проработки деталей.

2 ²/3

3

3

4

56 Светло-зеленый Притемняет небо, дает хорошие тоны кожи. Только для панхроматических пленок.

-

-

2 ²/3

2 ²/3

58 Темно-зеленый Повышает контраст при фотографии через микроскоп, дает сильное осветление листвы.

3

2 ¹/3

3

3

61 Темно-зеленый Сильное осветление листвы.

-

-

3 ¹/3

3 ¹/3

87 - Только для инфракрасных пленок. Не пропускает видимый свет.

-

-

-

-

87C - Только для инфракрасных пленок. Не пропускает видимый свет.

-

-

-

-

Нейтральный (серый)
Плотность
Все типы пленок
Цветная или Черно-
Белая
Для равномерного уменьшения освещенности. Не меняет цветов. Идеальный фильтр для видеосъемки при дневном свете.

Варьируется

Варьируется

Варьируется

Варьируется

Поляризующий Все типы пленок
Цветная или Черно-
Белая
Устраняет отражения от поверхностей. Единственный фильтр, затемняющий синее небо и повышающий насыщенность цветов.

2

2

2

2

Замечание: Круговые поляризаторы применяются в камерах с экспонометрами с разделителем светового потока.

Фильтры для цветной фотографии

Номер Тип пленки Освещение Увеличение экспозиции Рекомендованное применение
Прозрачный Все Все

-

Бесцветный защитный
SKY 1A Дневной свет Дневной свет

-

Может использоваться постоянно при дневном свете для устранения синевы в тенях и добавления теплоты.
HAZE 1 Дневной свет Дневной свет

-

Уменьшает синеву, вызванную дымкой и повышенным уровнем ультрафиолета. Идеален для съемок в горах, на море и с воздуха. Пропускает 29% света с длиной волны 400нм.
HAZE 2A Дневной свет Дневной свет

-

Еще большее поглощение ультрафиолета, чем Haze #1. Добавляет теплоты цветам. Пропускает 0% света с длиной волны 400нм.
UV15 Дневной свет Дневной свет

-

Ультрафиолетовый фильтр. Пропускает 19% света с длиной волны 400нм.
UV16 Дневной свет Electronic flash
Дневной свет

-

Уменьшает синеву, вызываемую электронной вспышкой, может применяться для уменьшения дымки. Пропускает 13.5% света с длиной волны 400нм.
UV17 Дневной свет Дневной свет

-

Более сильное поглощение ультрафиолета, уменьшает синеву в тенях. Пропускает 3% света с длиной волны 400нм.
80A Дневной свет 3200°K прожекторы

2

Корректирует пленку для дневного света для использования при освещении лампами с цветовой температурой 3200°K.
80B Дневной свет 3400°K прожекторы

1 ²/3

Корректирует пленку для дневного света для использования при освещении лампами с цветовой температурой 3200°K.
80C Дневной свет Вспышка

1

Для использования с пленкой для дневного света при съемке со вспышкой.
81 Дневной свет Вспышка M2

¹/3

Желтоватый, теплый фильтр.
81A Дневной свет
Тип B
Электронная вспышка
3400°K прожекторы

¹/3

Корректирует пленку для дневного света для съемки с электронной вспышкой. Корректирует пленку Тип B для использования с лампами 3400°K. Предотвращает синеву.
81B Дневной свет
Тип B
Электронная вспышка
3400°K прожекторы

¹/3

Более выраженный эффект, чем 81A.
81C Тип A и B Вспышка

¹/3

Для использования с лампами-вспышками.
81EF Тип A
(3200°K)
Вспышка M2

²/3

Для освещения 650°K, для съемки со вспышкой на пленку Ektachrome Тип B.
812® Все цветные пленки Зависит от пленки

¹/3

Делает тоны кожи более теплыми. Устраняет чрезмерную синеву.
82 Дневной свет Дневной свет

¹/3

Для любого освещения 100° повышает цветовую температуру.
82A Тип A
Дневной свет
Негативная
3200°K прожекторы
Рано утром и вечером
3400°K прожекторы

¹/3

Для обращаемых и негативных пленок, сбалансированных для дневного света, при использовании ранним утром или на закате. Устраняет избыток красного цвета. Для использования с пленкой Тип A (3400°K) при освещении лампами 3200°K.
82B Тип B 3200°K прожекторы

²/3

Для более выраженного эффекта, чем 82А.
82C Тип A 3400°K прожекторы

²/3

Для съемки при освещении лампами 3200°K.
85 Тип A Дневной свет

²/3

Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения.
85N3 Тип A Дневной свет

1 ²/3

85, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.3. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки.
85N6 Тип A Дневной свет

2 ²/3

85, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.6. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки.
85N9 Тип A Дневной свет

3 ¹/3

85, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.9. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки.
85N1.0 Тип A Дневной свет

3 ²/3

85, совмещенный с нейтральным фильтром ND 1.0. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки.
85POL Тип A Дневной свет

2 ¹/3

85, совмещенный с поляризующим фильтром. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного света и имеет все преимущества поляризующего фильтра.
85B Тип A, B Дневной свет

²/3

Преобразует пленку Тип В в пленку для дневного освещения.
85BN3 Тип B Дневной свет

1 ²/3

85В, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.3. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки.
85BN6 Тип B Дневной свет

2 ²/3

85В, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.6. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки.
85BN9 Тип B Дневной свет

3 ¹/3

85В, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.9. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки.
85BN1.0 Тип B Дневной свет

3 ²/3

85В, совмещенный с нейтральным фильтром ND 1.0. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки.
85BPOL Тип B Дневной свет

2 ¹/3

85B, совмещенный с поляризующим фильтром. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного света и имеет все преимущества поляризующего фильтра.
85C Дневной свет
Лампы накаливания
Дневной свет

¹/3

Предотвращает переэкспонирование синего слоя цветной пленки. Применяется для получения более теплых тонов при съемке на цветную пленку, сбалансированную для дневного света. Применяется также для "охлаждения" цветов при съемке на пленку, сбалансированную для ламп накаливания, но с более выраженным эффектом, чем фильтр 85В.
CC30R Дневной свет Дневной свет

²/3

Для коррекции цвета при подводных съемках.
FL-B® Type B Флуоресцентные лампы

1

Устраняет сине-зеленый оттенок, получающийся при съемке на цветную пленку при люминесцентном освещении.
FL-D® Дневной свет Флуоресцентные лампы

1

Устраняет сине-зеленый оттенок, получающийся при съемке на цветную пленку при люминесцентном освещении.
Нейтральный
Плотность
Все типы пленок
Цветная и
Черно-белая
Все типы источников света

Варьируется

Для равномерного уменьшения освещенности. Не меняет цветов. Идеальный фильтр для видеосъемки при дневном свете.
Поляризующий All Film Types
Цветная и
Черно-белая
Все типы источников света

2

Устраняет отражения от поверхностей. Единственный фильтр, затемняющий синее небо и повышающий насыщенность цветов.

Замечание: Круговые поляризаторы применяются в камерах с экспонометрами с разделителем светового потока.

Где еще можно получить информацию


Текст и фотографии copyright 1998 Philip Greenspun
philg@mit.edu

Перевод с английского Михаил Архипов
Хостинг от uCoz