Конкретный пример: моим любимым фильтром является красный. Здесь, в Бостоне, небо обычно синее. Облака обычно белые. К несчастью, на черно-белой пленке их яркость примерно одинакова и небо получается монотонно белым. Между облаками и небом нет контраста, нет перепада яркости. Красный фильтр притемняет синие предметы больше, чем белые. Поэтому на отпечатке небо будет темным, а облака - по-прежнему белыми. Большинство черно-белых пейзажных снимков сделаны с применение того или иного фильтра.
Фото справа: на закате мой двоюродный брат Дуглас держит нашу троюродную
сестру Джулию. Я бы мог использовать "охлаждающий фильтр", чтобы вернуть цвета к
нейтральным, но тогда снимок потерял бы теплоту.
Tiffen производит специализированный фильтр, который называет
"улучшающим" ("enhancing"). Вот что они про него пишут:
Создает яркие, более насыщенные красные, коричневые и оранжевые цвета, не оказывая значительного эффекта на передачу остальных цветов. Фильтр сделан из didymium стекла, и идеален там, где красные, коричневые и оранжевые цвета должны быть обогащены. Старые ржавые сараи, цветы, каменные формации, клубника и помидоры - это всего лишь некоторые из возможных применений этого фильтра. Наиболее популярным применением является съемка цветов осени. Цвета осенней листвы значительно улучшаются, осенние пейзажи становятся насыщеннее. При использовании неавтоматических камер требуется компенсация на 1/2 или 1 стоп.У меня есть такой фильтр, но я обычно слишком ленив, чтобы реально его использовать. Вот несколько фотографий для примера (к сожалению, все плохие):
before | after |
before | after |
before | after |
Поляризующие фильтры состоят из двух частей, передняя из которых вращается, так что вы можете меняеть угол поляризации. Ввиду своей повышенной сложности поляризующие фильтры ухудшают качество изображения больше, чем остальные фильтры. Если у вас современная зеркальная камера (изготовленная после 1980 года), в ней наверняка имеется разделитель светового потока, который направляет часть света к фотодиодам экспонометра. Стандартный "линейный" поляризатор, в зависимости от относительного угла расположения фильтра и делителя, может практически полностью подавить ту часть светового потока, которая направляется к экспонометру. Вы должны использовать "круговой" поляризующий фильтр, который не влияет на точность работы экспонометра камеры.
Nikon производит одни из лучших поляризующих фильтров, в которых передний элемент по диаметру больше заднего. Это дает возможность использовать фильтр с широкоугольными объективами, с фокусным расстоянием в 20мм и короче, не боясь виньетирования (затемнения краев кадра, особенно углов, вызванного блокированием света кольцом фильтра).
Градиентный фильтр обычно имеет мягкий, постепенный переход от темной к светлой части. Границу перехода следует располагать на линии горизонта. Лучшими фильтрами являются квадратные или прямоугольные фильтры. Такой фильтр можно перемещать вверх и вниз и это дает вам возможность точно позиционировать его на выбранной композиции. Тиффен производит отличные стеклянные градиентные нейтральные фильтры. Я пользуюсь ими, устанавливая в держатель Cokin P (см. ниже).
Широкоугольные объективы 35мм камер тоже имеют некоторый спад света к краям, но обычно это значительно лучше откорректировано и при f/8 или f/11 вообще сходит на нет.
Kodak производит желатиновые фильтра под маркой "Wratten". Профессионалы с крупноформатными камерами обычно приклеивают их к своим объективам клейкой лентой, обычно внутри камеры. Желатиновые фильтры дешевы, очень качественны оптически, но время их жизни довольно короткое.
Современным эквивалентом желатиновых фильтров является система фильтров Cokin и ее аналоги. Вы покупаете специальный держатель и потребное количество фильтров в виде квадратных пластинок из пластика 7.5х7.5см или 10х10см. Вы можете поместить перед объективом до трех или четырех таких фильтров для получения весьма экзотических эффектов. Я бы лично все сделал в Фотошопе... В любом случае фильтры с держателем Cokin P являются стандартом и имеют свои применения. В моей сумке имеется такой держатель и нейтральный градиентный фильтр.
(Замечание: Орто и Пан обозначают два типа черно-белой пленки: ортохроматический и панхроматический. Современные пленки все являются панхроматическими, т.е. реагирующими на все длины волн видимого света. Это заметно по названиям, таким, как "Tri-X Pan".)
Увеличение экспозиции (f Stop) | Увеличение экспозиции (f Stop) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Орто | Пан | |||||
Номер фильтра | Цвет или Название |
Использование | Для дневного света | Для ламп накаливания | Для дневного света | Для ламп накаливания |
6 | Желтый 1 | Для всех черно-белых пленок для съемки при дневном освещении. Поглощает излишний синий, притемняя небо и выделяя облака. |
1 |
²/3 |
²/3 |
²/3 |
8 | Желтый 2 | Для всех черно-белых пленок, наиболее правильная тональная коррекция для панхроматических пленок при съемке при дневном освещении. Дает отличный контраст облаков на фоне синего неба и листвы. Можно использовать с цветной пленкой для специальных эффектов. |
1 ¹/3 |
1 |
1 |
²/3 |
9 | Желтый 3 | Темно-желтый для еще большего контраста облаков. |
1 ¹/3 |
1 |
1 |
²/3 |
11 | Зеленый 1 | Для всех черно-белых панхроматических пленок. Идеальный фильтр для съемки потретов при дневном свете с небом на заднем плане. Дает прекрасные снимки пейзажей, цветов и обеспечивает естественный тон неба. |
- |
- |
2 |
1 ²/3 |
12 | Желтый | "Минус синий" убирает дымку при съемке с воздуха, устраняет излишнюю синеву луны в астрофотографии. Рекомендованный фильтр для инфракрасной цветной обращаемой пленки Kodak Aero Ektachrome Infrared. |
1 ²/3 |
1 ¹/3 |
1 |
²/3 |
13 | Зеленый 2 | Для мужских портретов при искусственном освещении. Обеспечивает глубокие тона кожи. С панхроматическими пленками осветляет листву. |
- |
- |
2 ¹/3 |
2 |
15 | Темно-желтый | Для всех черно-белых пленок. Обеспечивает "драматическое" темное небо, отлично подходит для морских сцен и для фотографии с воздуха. Повышает контраст при копировании. |
2 ¹/3 |
1 ²/3 |
1 ²/3 |
1 |
16 | Оранжевый | Темнее, чем #15. Только для панхроматических пленок. |
- |
- |
1 ²/3 |
1 ²/3 |
21 | Оранжевый | Поглощает синий и сине-зеленый. Затемняет синие тона. Только для панхроматических пленок. |
- |
- |
2 ¹/3 |
2 |
23A | Светло-красный | Повышает конраст, делает темными небо и воду, подходит для архитектурной съемки. Не рекомендуется для портретов. Только для панхроматических пленок. |
- |
- |
2 ²/3 |
1 ²/3 |
25 | Красный 1 | С панхроматическими пленками создает "драматическое" небо, имитирует "лунный свет" на снимках, сделанных днем (при небольшой недодержке). Отличный фильтр для копирования чертежей. С инфракрасной пленкой дает очень сильный контраст на небе, делает листву белой, устраняет дымку и туман. Используется в научной фотографии. |
- |
- |
3 |
2 ²/3 |
29 | Темно-красный | Сильный контраст, копирование чертежей. |
- |
- |
4 ¹/3 |
2 |
47 | Темно-синий | Подчеркивает туман и дымку. Используется при переносе красителей и для различных эффектах с контрастом. |
- |
- |
2 ¹/3 |
3 |
47B | Темно-синий | Осветляет синий для улучшения проработки деталей. |
2 ²/3 |
3 |
3 |
4 |
56 | Светло-зеленый | Притемняет небо, дает хорошие тоны кожи. Только для панхроматических пленок. |
- |
- |
2 ²/3 |
2 ²/3 |
58 | Темно-зеленый | Повышает контраст при фотографии через микроскоп, дает сильное осветление листвы. |
3 |
2 ¹/3 |
3 |
3 |
61 | Темно-зеленый | Сильное осветление листвы. |
- |
- |
3 ¹/3 |
3 ¹/3 |
87 | - | Только для инфракрасных пленок. Не пропускает видимый свет. |
- |
- |
- |
- |
87C | - | Только для инфракрасных пленок. Не пропускает видимый свет. |
- |
- |
- |
- |
Нейтральный (серый) Плотность |
Все типы пленок Цветная или Черно- Белая |
Для равномерного уменьшения освещенности. Не меняет цветов. Идеальный фильтр для видеосъемки при дневном свете. |
Варьируется |
Варьируется |
Варьируется |
Варьируется |
Поляризующий | Все типы пленок Цветная или Черно- Белая |
Устраняет отражения от поверхностей. Единственный фильтр, затемняющий синее небо и повышающий насыщенность цветов. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Замечание: Круговые поляризаторы применяются в камерах с экспонометрами с разделителем светового потока.
Номер | Тип пленки | Освещение | Увеличение экспозиции | Рекомендованное применение |
---|---|---|---|---|
Прозрачный | Все | Все |
- |
Бесцветный защитный |
SKY 1A | Дневной свет | Дневной свет |
- |
Может использоваться постоянно при дневном свете для устранения синевы в тенях и добавления теплоты. |
HAZE 1 | Дневной свет | Дневной свет |
- |
Уменьшает синеву, вызванную дымкой и повышенным уровнем ультрафиолета. Идеален для съемок в горах, на море и с воздуха. Пропускает 29% света с длиной волны 400нм. |
HAZE 2A | Дневной свет | Дневной свет |
- |
Еще большее поглощение ультрафиолета, чем Haze #1. Добавляет теплоты цветам. Пропускает 0% света с длиной волны 400нм. |
UV15 | Дневной свет | Дневной свет |
- |
Ультрафиолетовый фильтр. Пропускает 19% света с длиной волны 400нм. |
UV16 | Дневной свет | Electronic flash Дневной свет |
- |
Уменьшает синеву, вызываемую электронной вспышкой, может применяться для уменьшения дымки. Пропускает 13.5% света с длиной волны 400нм. |
UV17 | Дневной свет | Дневной свет |
- |
Более сильное поглощение ультрафиолета, уменьшает синеву в тенях. Пропускает 3% света с длиной волны 400нм. |
80A | Дневной свет | 3200°K прожекторы |
2 |
Корректирует пленку для дневного света для использования при освещении лампами с цветовой температурой 3200°K. |
80B | Дневной свет | 3400°K прожекторы |
1 ²/3 |
Корректирует пленку для дневного света для использования при освещении лампами с цветовой температурой 3200°K. |
80C | Дневной свет | Вспышка |
1 |
Для использования с пленкой для дневного света при съемке со вспышкой. |
81 | Дневной свет | Вспышка M2 |
¹/3 |
Желтоватый, теплый фильтр. |
81A | Дневной свет Тип B |
Электронная вспышка 3400°K прожекторы |
¹/3 |
Корректирует пленку для дневного света для съемки с электронной вспышкой. Корректирует пленку Тип B для использования с лампами 3400°K. Предотвращает синеву. |
81B | Дневной свет Тип B |
Электронная вспышка 3400°K прожекторы |
¹/3 |
Более выраженный эффект, чем 81A. |
81C | Тип A и B | Вспышка |
¹/3 |
Для использования с лампами-вспышками. |
81EF | Тип A (3200°K) |
Вспышка M2 |
²/3 |
Для освещения 650°K, для съемки со вспышкой на пленку Ektachrome Тип B. |
812® | Все цветные пленки | Зависит от пленки |
¹/3 |
Делает тоны кожи более теплыми. Устраняет чрезмерную синеву. |
82 | Дневной свет | Дневной свет |
¹/3 |
Для любого освещения 100° повышает цветовую температуру. |
82A | Тип A Дневной свет Негативная |
3200°K прожекторы Рано утром и вечером 3400°K прожекторы |
¹/3 |
Для обращаемых и негативных пленок, сбалансированных для дневного света, при использовании ранним утром или на закате. Устраняет избыток красного цвета. Для использования с пленкой Тип A (3400°K) при освещении лампами 3200°K. |
82B | Тип B | 3200°K прожекторы |
²/3 |
Для более выраженного эффекта, чем 82А. |
82C | Тип A | 3400°K прожекторы |
²/3 |
Для съемки при освещении лампами 3200°K. |
85 | Тип A | Дневной свет |
²/3 |
Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. |
85N3 | Тип A | Дневной свет |
1 ²/3 |
85, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.3. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки. |
85N6 | Тип A | Дневной свет |
2 ²/3 |
85, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.6. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки. |
85N9 | Тип A | Дневной свет |
3 ¹/3 |
85, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.9. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки. |
85N1.0 | Тип A | Дневной свет |
3 ²/3 |
85, совмещенный с нейтральным фильтром ND 1.0. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки. |
85POL | Тип A | Дневной свет |
2 ¹/3 |
85, совмещенный с поляризующим фильтром. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного света и имеет все преимущества поляризующего фильтра. |
85B | Тип A, B | Дневной свет |
²/3 |
Преобразует пленку Тип В в пленку для дневного освещения. |
85BN3 | Тип B | Дневной свет |
1 ²/3 |
85В, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.3. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки. |
85BN6 | Тип B | Дневной свет |
2 ²/3 |
85В, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.6. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки. |
85BN9 | Тип B | Дневной свет |
3 ¹/3 |
85В, совмещенный с нейтральным фильтром ND 0.9. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки. |
85BN1.0 | Тип B | Дневной свет |
3 ²/3 |
85В, совмещенный с нейтральным фильтром ND 1.0. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного освещения. Понижает чувствительность пленки. |
85BPOL | Тип B | Дневной свет |
2 ¹/3 |
85B, совмещенный с поляризующим фильтром. Преобразует пленку Тип A в пленку для дневного света и имеет все преимущества поляризующего фильтра. |
85C | Дневной свет Лампы накаливания |
Дневной свет |
¹/3 |
Предотвращает переэкспонирование синего слоя цветной пленки. Применяется для получения более теплых тонов при съемке на цветную пленку, сбалансированную для дневного света. Применяется также для "охлаждения" цветов при съемке на пленку, сбалансированную для ламп накаливания, но с более выраженным эффектом, чем фильтр 85В. |
CC30R | Дневной свет | Дневной свет |
²/3 |
Для коррекции цвета при подводных съемках. |
FL-B® | Type B | Флуоресцентные лампы |
1 |
Устраняет сине-зеленый оттенок, получающийся при съемке на цветную пленку при люминесцентном освещении. |
FL-D® | Дневной свет | Флуоресцентные лампы |
1 |
Устраняет сине-зеленый оттенок, получающийся при съемке на цветную пленку при люминесцентном освещении. |
Нейтральный Плотность |
Все типы пленок Цветная и Черно-белая |
Все типы источников света |
Варьируется |
Для равномерного уменьшения освещенности. Не меняет цветов. Идеальный фильтр для видеосъемки при дневном свете. |
Поляризующий | All Film Types Цветная и Черно-белая |
Все типы источников света |
2 |
Устраняет отражения от поверхностей. Единственный фильтр, затемняющий синее небо и повышающий насыщенность цветов. |
Замечание: Круговые поляризаторы применяются в камерах с экспонометрами с разделителем светового потока.