Вспышка - друг или враг?




" Отражатель"

   Ну хорошо, а что делать в том случае, когда потолок в помещении слишком высокий, или съемка происходит на улице в темное время суток? Здесь нам придет на помощь тот же отражатель, только его площадь должна быть, по возможности, максимальной, т.к. вся ушедшая вверх энергия излучения теряется совершенно бесполезно.
Фото8
Фото 8

Фото 9
Фото 9

Фото 10
Фото 10

Фото 11
Фото11

Фото 12
Фото 12
   Многие фотографы используют для этой цели большой лист ватмана или белой бумаги, закрепляя его на вспышке с помощью резинки. Но удобнее сделать отражатель из белого картона, который не мнется и годится для многоразового использования.
   Еще лучше сделать отражатель с козырьком под 45 градусов, примерно, как это сделано на отражателе фирмы LumiQuest (фото 9). При такой конструкции еще большая часть светового потока будет переизлучаться в направлении объекта съемки.
   В обоих случаях смягчающий эффект будет зависить только от площади излучающей поверхности отражателя.
   К недостаткам этой конструкции можно отнести то, что отражатель надевается на поднятую вверх головку вспышки, и излучающая поверхность удаляется от оси объектива.

   Рассмотрим снимки, полученные с использованием такого отражателя.

   На тестовом снимке (фото 10) тень под подбородком хоть и немного мягче, чем при прямом импульсе, но зато имеет большую площадь, что не очень здорово. Тень под носом от отраженного потолком света едва различима.

   Репортажный портрет Михаила Боярского был сделан в здании спортивного комплекса. Высота потолка была такой, что свету от вспышки лететь-недолететь. Пришлось использовать отражатель (как на фото 8), чтобы хоть как-то смягчить картинку. Отчасти это удалось. По горизонтальной оси тени приемлимы, в то время как по вертикальной было бы желательно большее смягчение. Тень от руки черезмерно резкая, хотя и более размытая по сравнению с прямым импульсом.

   На съемочной площадке фильма "Менты" (кабинет Василеостровского РУВД) проблема заключалась в другом. Потолок был облицоват цветной обшивкой, которая бы дала интенсивные цветовые искажения. Широкий отражатель применялся с целью направить как можно больше света от вспышки прямо на артистов.
   Результат почти удовлетворительный. Тени хоть и видны на стене, но они не такие глубокие и достаточно размытые. Общее впечатление от них не слишком портится.
" Софт-бокс на вспышку"

   Как мы установили, основным недостатком отражателя является его большая удаленность от объектива камеры, что дает увеличенные тени под объектом съемки . Кроме того, часть энергии вспышки уходит безвозвратно вверх, что снижает дальность действия всей системы.

   Этих недостатков лишен мини софт-бокс на вспышку. Его излучающая поверхность максимально приближена к оси объектива и дает минимальные тени, а весь свет направляется прямо на снимамый объект.

   Фирма LumiQuest выпускает подобный бокс, но цена его, по нашим понятиям, запредельна. Гораздо проще изготовить софт-бокс самому. Усеченную пирамиду я сделал из картона (внутри она оклеена белой бумагой, снаружи - черной), а излучающую поверхность из полупрозрачного белого капрона, натянутого на проволочную рамку. Бокс легко складывается и раскладывается, удобен в транспортировке. Фото 13

   Результаты применения софт-бокса можно посмотреть на фото 13 и фото 14.
   Совершенно очевидно, что на этих снимках достигнут наибольший смягчающий эффект по сравнению со всеми другими испытанными нами насадками. Тени минимальны по площади и в значительной степени размыты.
   Несмотря на близость светящейся поверхности софт-бокса к оси объектива, эффекта красных глаз не наблюдается.
   Даже при вертикальной компановке кадра тень на стене не выглядит так навязчиво, как это было, к примеру, на фото 2.

Фото 14    При изготовлении софт-бокса нужно стремиться, чтобы площадь светящейся поверхности была , по возможности, максимальной. Но увеличение размеров бокса приводит к тому, что он начинает затенять широкоугольный объектив, а его вес становится слишком большим для пластмассового башмака вспышки.
    То есть в вопросе габаритов бокса нужно придерживаться известного компромисса.
" Краткие выводы"

   1. Снимать, используя прямой вспышечный свет, следует только в крайнем случае (например, при слишком большом расстоянии до объекта съемки)
   2. Если есть возможность, нужно направлять свет вспышки в потолок или другую белую отражающую поверхность.
    3. Для подсветки теней, возникающих при отражении света от потолка, использовать отражатели, закрепляемые на головке вспышки.
    4. Если в помещении потолок слишком высокий или съемка происходит на улице, следует использовать софт-бокс на вспышку.
    5. Если нет софт-бокса, используйте отражатель как можно большей площади.
Валерий Мишаков
Хостинг от uCoz