Советы по фотосъемке

- советы по фотосъемке портрета
- советы по фотосъемке обнаженной натуры
- советы по фотосъемке пейзажа
- советы по фотосъемке детей
- советы по фотосъемке в плохую погоду


Оглавление:
01. Отчего портреты бывают похожие и непохожие?
02. Что значит нефотогеничный и верно ли, что не все люди могут хорошо получиться на фотоснимке?
03. Есть ли связь между формой головы портретируемого и освещением?
04. Какое фокусное расстояние лучше для портретной съемки малоформатным аппаратом: 85 или 135 мм?
05. Как фотографировать людей, постоянно носящих очки: без них они выглядят непривычно, а стекла очков дают блики, закрывающие глаза?
06. Как смягчить веснушки при портретной съемке?
07. Как получить совершенно светлый фон при портретной съемке?
08. Как смягчить сильные контрасты при портретной съемке летом на солнце?
09. Как сделать автопортрет?
10. Какой светофильтр нужен для съемки группы людей на фоне зелени в солнечный день?
11. Какую взять выдержку для съемки пейзажа или дальнего плана в обрамлении арки ворот или окна, из которых производится съемка?
12. Как в пейзажном снимке летом на солнце смягчить сильный контраст?
13. Что надо учитывать при съемке снежных пейзажей?
14. Почему при съемке на зимней натуре показания фотоэлектрического экспонометра нередко приводят к недодержке?
15. Как снимать покрытые инеем деревья?
16. Каким образом на снимках получают солнце крупным без ореолов и вуалирования фотопленки?
17. Почему снимки при лунном свете получаются неестественными, почти без теней?
18. Какие выдержки нужны для ночной съемки освещенных улиц?
19. Как делаются снимки у костра?
20. Можно ли получить Уночной снимокФ при дневном свете?
21. Трудно ли сфотографировать молнию?
22. Что может дать инфракрасная фотография художественной фотографии?
23. Почему снимки на инфракрасной пленке иногда выглядят так же, как на обыкновенной?
24. Что такое гримировка машин для фотосъемки?
25. Что нужно для получения хороших репродукций?
26. Какие светофильтры нужны при репродуцировании на обычной фотолюбительской пленке?
27. Почему при репродуцировании серого изображения на желтом фоне не удается получить хорошего негатива с достаточным разделением цветов: негатив вял, монотонен?
28. Как со старых фотокарточек изготовляют большие увеличения? Нельзя ли это сделать самому?
29. Как при съемке большой штативной камерой укреплять в ее деревянных кассетах листы плоской пленки?
30. Может ли фотолюбитель сфотографировать спутник Земли?
31. Как во время сеанса фотографировать с киноэкрана отдельные кадры?


Фотосъемка портрета.

Возможно, что при фотосъемке портрета, Вам помогут следующие советы:

- При съемке портрета очень важно передать характер и чувства человека. Поэтому желательно установить с ним доверительный контакт и снимать не с очень большого расстояния.Некоторые фотографы даже используют для этого объективы с фокусным расстоянием, меньшим чем общепринятое. Необходимо сделать несколько снимков, пытаясь поймать момент, когда выражение лица более полно показывает характер человека.

- Для увеличения художественного эффекта часто применяются Soft (смягчающие) объективы и фильтры, которые позволяют лучше передать фактуру кожи человека.

- При портретной съемке очень важна цветопередача кожи человека, поэтому существуют специальные фотопленки для портретной съемки ( например Kodak Portra 160NC  и  Agfa Portrait 160). С обычными любительскими пленками также можно получить хорошие результаты, но не следует брать пленки передающие цвета очень насыщенными.

- Избегайте съемок на открытом солнце, когда получаются глубокие тени.

- Для съемок портрета, как правило, применяются объективы с фокусным расстоянием 80-135мм. Если необходимо  размыть задний план, то для этого следует максимально открыть диафрагму. При использовании широкоугольных объективов получаются значительные перспективные искажения.

- Камера не обязательно должна находиться на уровне глаз. Можно попробовать изменять ее высоту и угол съемки, но только не в очень больших пределах иначе может получиться карикатурный портрет. Небольшое снижение точки съемки делает изображение модели стройнее.

- Используйте различные фокусные расстояния для того, чтобы увеличить или уменьшить перспективу. Применение длиннофокусных объективов делает изображение плоским и как бы приближает задний план. Некоторые фотографы для того чтобы правильно передать пропорции фигуры снимают телеобъективом с большого расстояния и переговариваются с моделью через радиопередатчик.

- Большое значение должно уделяться заднему плану. Он не должен включать детали, которые отвлекают от основной фигуры. Лучше всего вывести его из зоны резкости приоткрыв диафрагму. На заднем плане не должно быть случайных или выпадающих из общей композиции кадра предметов. Как правило, лучший результат получается при плоском заднем плане.

- Портрет выглядит лучше при вертикальном расположении кадра. При этом уровень глаз желательно расположить на расстоянии одной трети от низа или верха кадра, чтобы привлечь большее внимание.

- При съемке на улице часто мешает линия горизонта, чтобы избавиться от этой проблемы надо понизить или повысить уровень с которого производится съемка.

- Худшим решением при съемке портрета является фронтальное освещение, например встроенной вспышкой. При этом объект на изображении выглядит плоским и явно видно отражение света от кожи.

- При освещении светом сверху или при отражении света вспышки от потолка под глазами и носом появляются тени. Чтобы уменьшить их можно поставить оядом белый отражатель.

- Если расположить источник света внизу, то это придаст изображению загадочный, мистический вид.

- Красивый ровный задний план получается, если снимать против света (например напротив окна ) с длительной выдержкой. При этом по контуру фигуры получаются интересные световые эффекты, она как бы размывается. Хороший результат получается также, если подсветить объект вспышкой спереди при контровом освещении, получается нормально экспонированное изображение на ровном белом фоне. Следует следить, чтобы в кадр не попадали прямые лучи от источников света.

к оглавлению


Советы по фотосъемке обнаженной натуры.

Для того, чтобы получить хорошие результаты при съемке обнаженной натуры рекомендуем прислушаться к следующим советам:

- Перед съемкой сначала хорошо подумайте какой результат Вы хотите получить и что должна выражать Ваша фотография, изображение просто обнаженного тела без продуманной композиции, как правило не представляет интереса.

- Заранее подготовьтесь к съемке. Длительная съемка, как правило не приносит результата. Думайте о том как и сколько Вы будете снимать до съемки, а не во время ее. Все должно происходить быстро и в непринужденной обстановке.

- Заинтересуйте модель в результате. Для этого покажите какие-нибудь ранее сделанные фотографии и обсудите их. Хороший результат возможен только при взаимном интересе обеих сторон. Даже если Вам не нравятся какие-либо предложения другой стороны, все равно сделайте несколько кадров, ведь если они Вам не понравятся, то Вы их просто выкинете.

- При съемке обнаженной натуры используются те же приемы, что и при портретной съемке. Основное внимание надо обращать на освещение, которое подчеркнет формы и объемы. Предпочтителен мягкий рассеянный свет, хотя и направленный свет в определенных случаях дает хорошие результаты. При съемке на солнце используйте рефлекторы ( большие белые листы или зеркала) для подсветки теней, ставя их вне кадра.

- Пытайтесь использовать несколько источников света. Даже маломощная встроенная вспышка при естественном освещении может улучшить результат.

- Пользуйтесь различными пленками. Например, используя очень высокочувствительную крупнозернистую пленку Вы можете получить интересный художественный эффект за счет зерна и одновременно производить съемку в условиях небольшой освещенности.

- Натуральный дневной свет и естественное окружение наиболее предпочтительны. Недостаток дневного света это постоянное непредсказуемое изменение условий в течение дня. Интересные результаты дает съемка незадолго до захода солнца, когда  свет приобретает теплый красный оттенок, а также боковое и контровое освещение.

- Основное внимание обращайте на кадрировку. На первом этапе значительно лучше будут получаться снимки частей тела, а не его целиком. Попытайтесь получить необычный эффект не засчет цветов или аксессуаров, а засчет необычной кадрировки и построения линий внутри кадра.

- При выборе пленки учитывайте, что с черно-белой пленкой проще получить хороший результат. В этом случае снимок получается более абстрактным и основное внимание можно уделять композиции и освещению, не заботясь о цветовой композиции.

- Объективы желательно применять с фокусным расстоянием 80-100 мм, как при портретной съемке. При съемке вне помещения  в полный рост хорошие результаты дает фокусное расстояние 135 мм. Следует помнить, что для того, чтобы хорошо размыть фон необходимы светосильные объективы. Широкоугольные объективы дают сильные перспективные искажения и могут применяться только с целью получения специальных эффектов.

- Некоторые фотографы без особого успеха пытаются заниматься бодипейтингом, забывая при этом, что для этого надо быть не только хорошим фотографом, но и хорошим художником. Для тех же кто одержим этой идеей можно посоветовать следующее. Поместите модель в темную комнату и поставьте ее на черном фоне. Возьмите простейший диапроектор, вставьте в него любой слайд и сфокусируйте изображение на модели. Двигая диапроектор и меняя слайды, Вы сможете получить очень интересные рисунки на модели. Единственное ограничение, это съемку надо производить со штатива и замерять освещенность непосредственно на участках тела модели. Подсветка может производиться слабыми источниками света. При съемке на цветную пленку лучше применять конверсионный фильтр. Обратите внимание, чтобы модель не двигалась, так как выдержка длинная. Съемку лучше производить с брэкетингом.

- Наконец два традиционных совета : 1.Белье надо снимать заранее, так как следы на теле долго не исчезают. 2. Результат улучшается при использовании музыки и не слишком крепких напитков.

к оглавлению


Фотосъемка пейзажа.

- Одним из основных требований к пейзажной фотографии является четкость изображения, поэтому необходимо пользоваться штативом, даже в условиях хорошей освещенности. Желательно также пользоваться тросиком спуска.

- Хороший результат дает применение поляризационных фильтров, которые устраняют блики от отражающих поверхностей и делают цвета более насыщенными.

- Пробуйте изменять угол съемки, так как положение линии горизонта очень сильно влияет на конечный результат.

- Старайтесь снимать при боковом  или задне-боковом освещении, когда тени хорошо подчеркивают структуру ландшафта. В полдень, при высоко стоящем солнце, ландшафт выглядит плоским. Хорошие снимки получаются незадолго перед заходом или после восхода солнца.

- Съемку предпочтительнее производить объективами с фокусным расстоянием 35мм и меньше. Фокусироваться на задней трети кадра. Для более насыщенной цветопередачи, при съемке на цветную негативную, пленку возможна переэкспозиция +1/2EV или +1EV.

- Если Вы хотите снять какое-то определенное место, попробуйте сделать это в различное время дня и при разной погоде. Часто эффектные снимки получаются незадолго до или незадолго после резкой смены погоды.

- В течение дня сильно изменяется цветовая температура света от красноватого после восхода и до захода солнца до голубоватой в середине дня. Чтобы привести цветовую температуру к необходимой для нормальной экспозиции пленки следует использовать светофильтры.

- При использовании черно-белой фотопленки цветные фотофильтры помогают получить желаемый тональный эффект высветляя или затемняя определенные цвета на снимке.

- При использовании черно-белой фотопленки очень важное значение приобретает передача тонального диапазона, то есть необходимо подобрать экспозицию так, чтобы детали прорабатывались, как в тенях так и в светах.

к оглавлению


Фотосъемка детей.

- При съемке новорожденных детей нежелательно пользоваться вспышкой. Лучше использовать высокочувствительную пленку и естественное освещение.

- Чтобы создать эффект перспективы в снимке можно включить в кадр часть какого-либо предмета находящегося не в фокусе на переднем плане.

- При съемке нескольких детей лучше не заставлять их смотреть в камеру, а встать в стороне и дождаться момента, когда они во время игры все окажутся внутри кадра.

- Так как дети почти всегда находятся в движении, необходимо пользоваться короткими выдержками от 1/125 сек. Для того, чтобы передать на снимке движение объекта можно воспользоваться проводкой камеры. Установив выдержку 1/60 или 1/30 надо перемещать камеру вслед за объектом и плавно нажать кнопку спуска. При этом фон выйдет размытым, а объект резким.

- Лучшие кадры всегда получаются, когда съемка производится неожиданно, но это не исключает необходимости предварительно занять наиболее выгодную позицию, чтобы объект был хорошо освещен и заранее выставить все экспозиционные параметры.

- Чтобы детали заднего плана не отвлекали внимание от главного объекта можно попробовать на улице снимать с низкого уровня, чтобы в кадре были только объект и небо.

- Очень выразительны кадры с детским лицом, занимающим всю площадь кадра. Для такой съемки, чтобы избежать искажений, следует использовать объективы с фокусным расстоянием более 90 мм.

- Как правило начинающие фотографы делают снимки детей стоя, с высоты своего роста. Попробуйте делать снимки с уровня глаз ребенка, стоя на коленях или лежа на полу.

- Значительно лучше выглядит снимок ребенка при боковом освещении. Поверните ребенка боком к окну, а чтобы одна половина лица не выглядела очень темной, установите рядом отражатель из листа белой бумаги.

к оглавлению


Фотосъемка в плохую погоду.

То что на улице плохая погода  вовсе не означает, что камера должна лежать дома. Напротив, именно в плохую погоду могут быть сделаны самые выразительные снимки.

- Снимки сделанные во время дождя выглядят более насыщенными за счет того, что мокрые поверхности более цветонасыщенны чем сухие. Особенно это заметно при съемке пейзажей весной.

- Чтобы передать движение воды нужно снимать с выдержкой длиннее 1/60 сек.

- При съемке в пасмурный туманный день, когда все цвета блеклые и имеют серые оттенки, а контуры становятся мягкими и малоконтрастными, живость снимку придаст помещенный на переднем плане цвето-насыщенный объект, например ярко-красная или желтая деталь одежды.

- Самые интересные пейзажные снимки получаются, как правило незадолго до или сразу после резкого изменения погоды.

- Поляризационные фильтры устраняют блики от водных поверхностей и делают снимок с водой более живым.

- В дождливую погоду хорошие снимки получаются при ночных съемках в городе, где много светящихся объектов. Интересно выглядят отражения света, если установить камеру низко, почти на уровне земли.

- Эффектные снимки получаются перед грозой, когда большая часть неба закрыта черными тучами, а ландшафт освещается еще не закрытым тучами солнцем.

- При съемке в тумане лучшие результаты получаются при съемке короткофокусными объективами. Привлекательными и мягкими получаются портреты, снятые в тумане. При съемке в тумане желательно либо производить точечный экспозамер, либо сделать экспозицию на ступень выше той, что рекомендует камера. Рекомендуются пленки с высокой контрастностью и насыщенной цветопередачей.

- В очень холодную погоду резко падает эффективность источников питания. В холодную погоду более эффективны Ni-Cad источники питания. Чтобы сохранить возможность съемки в любой мороз, держите батарейки в кармане близко к своему телу, чтобы они оставались теплыми, и вставляйте их в камеру непосредственно перед съемкой.

- При съемке во время снегопада или съемке с включением в кадр больших снежных поверхностей, снимки получаются недоэкспонированными, если не ввести положительную экспокоррекцию.

- При съемке в плохую погоду обязательно используйте нейтральный или UV светофильтр. Значительно легче чистить светофильтр, чем объектив, а на качество изображения хорошие защитные светофильтры практически не оказывают влияния.

к оглавлению



Хостинг от uCoz


____________________________________________________________________________________

01. Отчего портреты бывают похожие и непохожие?

На этот вопрос более 90 лет назад ответил Ф. М. Достоевский:

У... Фотографические снимки чрезвычайно редко бывают похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было бы ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон в иную минуту вышел бы глупым, а Бисмарк Ч нежнымФ.

К середине XIX века искусство фотопортрета в России достигло высокого мастерства, и один из художественных портретов дал Достоевскому повод сказать словами другого своего героя:

Уя не знал и ничего не слыхал об этом портрете прежде, и что, главное, поразило меня Ч то необыкновенное в фотографии сходство, так сказать, духовное сходство,Ч одним словом, как будто это был настоящий портрет из руки художника, а не механический оттискФ.

Ёти высказывания писателя, взятые из романа УПодростокФ (1875 г.), ярко характеризуют разницу между плохим и хорошим портретами.

02. Что значит нефотогеничный и верно ли, что не все люди могут хорошо получиться на фотоснимке?

Фотогеничностью называли наличие внешних данных, благоприятных для воспроизведения на фотоснимке; сейчас, с развитием съемочной техники, это представление утратило свое значение. Любой человек может хорошо (то есть похоже) выйти на снимке при внимательном отношении фотографа к своей работе и при надлежащей его квалификации.

03. Есть ли связь между формой головы портретируемого и освещением?

Узкую длинную голову лучше осветить спереди, так как при боковом освещении голова резко разделяется на свет и тени и потому кажется еще более узкой.

Полное круглое лицо, наоборот, целесообразно освещать сбоку: благодаря делению его светом и тенями оно не будет выглядеть на снимке слишком широким.

04. Какое фокусное расстояние лучше для портретной съемки малоформатным аппаратом: 85 или 135 мм?

Большинство портретистов предпочитают 85, и это обосновано, если не ставятся особые изобразительные задачи.

05. Как фотографировать людей, постоянно носящих очки: без них они выглядят непривычно, а стекла очков дают блики, закрывающие глаза?

При съемке человека, постоянно носящего очки, его надо посадить (по отношению к аппарату и источнику света) так, чтобы стекла очков не давали бликов при рассматривании изображения но матовому стеклу или в видоискатель. Чтобы при очках для сильно близоруких глаза не увеличивались, можно воспользоваться приемом профессиональных фотографов: предложить портретируемому надеть оправу без стекол.

06. Как смягчить веснушки при портретной съемке?

Для смягчения и устранения веснушек в портрете, фотографируя на изопанхроматической пленке, применить плотный желтый ЖС-17 пли желто-зеленый ЖЗС-5 светофильтр.

07. Как получить совершенно светлый фон при портретной съемке?

Белой ткани недостаточноЧфон все равно получится немного серым. Белый фон надо отдельно осветить сильной электролампой, поместив ее непосредственно позади объекта и направив на фон. Лампа может не иметь рефлектора, если доступ ее прямых лучей к фотоаппарату прегражден фигурой портретируемого.

08. Как смягчить сильные контрасты при портретной съемке летом на солнце?

Снижению контраста объекта способствуют простые средства:

а) природный отражатель света (песок на пляже, пода, светлая стена и т. д.); при этом модель фотографируют против света;

б) ручной отражатель (лист белого картона, бумаги, газета, раскрытая книга, полотенце, даже носовой платок). Угол отражателя по отношению к солнцу выбирается с таким расчетом, чтобы на лицо снимаемого отражалось максимальное количество света;

в) подсветка импульсной вспышкой при короткой выдержке центрального затвора;

г) съемка в облачный день;

д) экспонирование по теням (с передержкой сильных светов) и последующее некоторое недопроявлеиие;

е) расположение объекта в тени здания, под деревом и т. д.

09. Как сделать автопортрет?

Вот несколько практических способов:
а) сниматься в зеркале. Чтобы фотоаппарат не попал в кадр, держать его низко или сбоку;
б) пользоваться автоспуском. Ёто даст автопортретисту время возвратиться в избранное положение. Если аппарат не имеет встроенного самоспуска, воспользоваться подвесным;
в) спускать затвор при помощи шнура или другого дистанционного управления. Зеркало позади камеры даст фотографу возможность видеть принятую им позу;

10. Какой светофильтр нужен для съемки группы людей на фоне зелени в солнечный день?

Для съемки а солнечный день группы люден на фоне зелени при изопанхроматическом негативном материале пользуются средним желтым светофильтром.

11. Какую взять выдержку для съемки пейзажа или дальнего плана в обрамлении арки ворот или окна, из которых производится съемка?

Если можно оставить арку в виде черной рамки, то выдержка определяется по освещенном; пейзажу. Если же надо получить детали арки, то при той же выдержке их подсвечивают импульсной вспышкой.

12. Как в пейзажном снимке летом на солнце смягчить сильный контраст?

Помогают переэкспонирование вместе с недопроявлением. Например, морской пейзаж с солнцем против света, с солнечной дорожкой на переднем плане, очень выигрывает в отношении контраста при передержке до четырехкратной и недопроявлении на 1/3 положенного времени.

13. Что надо учитывать при съемке снежных пейзажей?

В пасмурную погоду снег получается на снимке серым, бесформенным. При солнце голубые тени на снегу выявляются панхроматической пленкой со светлым желтым фильтром ЖС-12.

Кратность светофильтров увеличивается по сравнению с летней съемкой примерно в полтора раза, так как изображение состоит глазным образом из голубых лучей, которые сильнее прочих задерживаются желтыми фильтрами.

Изобразительно лучше выходят небольшие ближние объекты, а не широкие снежные пейзажи. Удаче снимка способствует передний план (следы ног, лыжня); надо обратить внимание на то, чтобы он был резким, с таким расчетом и фокусировать по кольцу глубины резкости.

Как всегда, наиболее благоприятно освещение рано утром и ближе к вечеру. При низком стоянии солнца создается много теней на снегу, что увеличивает его пластичность.

Фотографируя на панхроме горный пейзаж на высоте более 1200 м над уровнем моря, не надо применять желтого фильтра, ибо глубоко синее небо получится тогда почти черным. При солнце здесь целесообразно использовать ультрафиолетовый фильтр, так как .5сз него легко возникают нерезкости, особенно в середине дня.

Снежные снимки не следует печатать на фотобумаге с кремовой или другой окрашенной подложкой.

14. Почему при съемке на зимней натуре показания фотоэлектрического экспонометра нередко приводят к недодержке?

В то время как экспонометр и зимой правильно определяет выдержку для ближних планов и всех сюжетов, в которых снег и лед не являются составной частью, даже небольшой хорошо освещенный снежный сугроб в угле зрения экспонометра в несколько раз уменьшает правильный результат. Тут происходит то же самое, как если летом направить экспонометр в сторону солнца. Он покажет предельно короткую выдержку, хотя солнце занимает лишь незначительную часть кадра. При снеге, отражающем солнечные лучи в экспонометр, это искажение меньше, но все же экспонометр иной раз показывает лишь четверть необходимой выдержки.

15. Как снимать покрытые инеем деревья?

Для успеха съемки нужен хороший сверкающий день. Ёффект инея усиливается при контражуре и обычной для него недодержке. Скажем. 1/100 или 1/1000 сек. при диафрагме 16. Подумайте и о фоне: заснеженные деревья лучше выделяются на синем небе, чем на светло-сером. Для притемнения неба используется желтый светофильтр; одновременно лучше выделится иней.

Даже на цветных снимках иней редко получается столь эффектно сверкающим, каким мы его видим. Фотоаппарат запечатлевает только короткий момент, в то время как в нашем зрительном центре суммируется ряд впечатлений от переливающихся искр света (так же. как при съемке дождя или душа).

16. Каким образом на снимках получают солнце крупным без ореолов и вуалирования фотопленки?

Для этого солнце фотографируют вслед за восходом или перед заходом, при низком его стоянии, а также в зимние дни с морозной дымкой. Когда багровый диск солнца как бы висит в тумане, свет его ослаблен и безопасен для пленки, а солнце получается отчетливым. Для крупного масштаба солнца применяют телеобъектив.

17. Почему снимки при лунном свете получаются неестественными, почти без теней?

Луна движется, и по мере ее продвижения тени тоже перемещаются. В течение требуемой очень длительной выдержки (см. 26) широкие тени расплываются к краям, а узкие тени могут совсем исчезнуть. Поэтому-то на снимке сюжет лишается теней и кажется более мягким, чем его видел глаз во время съемки.

18. Какие выдержки нужны для ночной съемки освещенных улиц?

Объекты бывают темнее и светлее, освещение разной яркости, поэтому назвать определенные выдержки невозможноЧони зависят от световых условии. чувствительности пленки, светосилы объектива и желательного результата.

Для газосветных реклам и городских огней достаточна моментальная выдержка в 1/30 сек. при полном отверстии объектива. Если желательно получить поверхности зданий, отражающие свет, с деталями в полутенях, выдержку надо увеличить до 30 сек. и более при диафрагме 5,6. Однако в благоприятных случаях пленка r 250 единиц ГОСТа при светосиле 2 позволяет обходиться выдержками от 1/15 до 1/2 сек.

19. Как делаются снимки у костра?

Ночные съемки на тему Уу костраФ (пионерский костер, туристы, охотники, рыбаки) почти всегда делаются с подсветкой фотовспышкой: кто-нибудь из сидящих вокруг костра по сигналу фотографа производит импульсную вспышку или бросает алюминиевый порошок в огонь, обязательно в таком место, которое загорожено от фотоаппарата чьей-либо фигурой. Чтобы порошок не разлетелся, его надо завернуть в одни слой бумаги и бросить по ветру, дующему в сторону костра. При импульсном фотоосветителе, чтобы сохранить эффект ночного костра и не переосветить, диафрагму надо уменьшить по сравнению с той, которую предписывает ведущее число.

20. Можно ли получить Уночной снимокФ при дневном свете?

Съемка Упод ночьФ производится днем, при синем небе; пасмурное небо никак не удастся отфильтровать. и оно не получится достаточно темным. Такая съемка основана на сильной недодержке теней.

Пленка берется обычная изопанхроматическая, светофильтры: при ярком освещенииЧплотный красный;

для полутеневой зоныЧсветлый красный Кратность фильтра не учитывается и, кроме того, выдержка уменьшается примерно в 4 раза.

Ёффект становится естественнее, если в кадр ввести натуральный световой источник, например светящееся окно: его затягивают бумажной калькой или простыней, а за ним ставят (несколько в стороне, чтобы не просвечивали на снимке) яркие лампы.

21. Трудно ли сфотографировать молнию?

Нет ничего проще, так как молния сама себя снимает. Газетные сообщения о необычайной оперативности, проявленной фотографом, в короткий миг сумевшим схватить молнию,Чплод заблуждения их авторов: молния длится миллионные доли секунды, и поспеть тут никто не сможет- Да и не надо вовсе.

Желая сфотографировать молнию, вечером или ночью во время грозы аппарат ставят на окно, объективЧна бесконечность, диафрагму 11Ц16 и направляют его в ту сторону, где можно ожидать появления молнии. Затвор оставляют открытым для длительной выдержки. Когда в ноле зрения аппарата блеснет молния, она сама проэкспонирует весь пройденный ею путь. Не закрывая затвор, можно дать запечатлеться на одном кадре нескольким молниям. Силуэты ближних зданий или деревьев оживляют снимок.

Первый снимок молнии на сухой пластинке сделал Роберт Гёнзель в городе Либерец (бывший австрийский город Рейхенберг), Чехословакия, 6 июля 1883 г.

Более подробную информацию о методологии фотосъемки молний вы можете почерпнуть в статье Приемы многократного экспонирования , а полезные ссылки по этой теме в нашем разделе www-ресурсов.(Ред.)

22. Что может дать инфракрасная фотография художественной фотографии?

Инфракрасная фотография повышает эффекты пейзажных и архитектурных снимков. Само собой разумеется, обязательно применение красного или черного светофильтра. Ниже рассказывается, как цвета будут передаваться в позитиве, какие краски получатся в тонах серой шкалы светлее, какие темнее обычного.
а) Зелень листьев выйдет значительно светлее.
б) Зелень хвойных деревьев будет тоже светлее, чем она передается обычно, но не такой светлой, как зелень листвы.
в) ясное синее небо, снятое при полуденном свете, выходит очень темным, если не совсем черным.
г) Белые облака на синем небе выделяются сильно.
д) В контражуре синее небо окажется не столь темным.
е) Серое небо будет, как правило, относительно светлее.
ж) Теплые цветаЧот желтого до красногоЧвсегда получатся светлее.
з) Теневые части объекта всегда будут очень темными.

Другая область применения инфракрасной фотографии Ч искусственная УночнаяФ съемка. При съемке в инфракрасных лучах дневное синее небо получается очень темным, создавая впечатление ночного снимка. Инфракрасную съемку применяют в кинематографии. когда требуется получить ночные кадры,

С более подробной информацией о инфракрасной фотографии вы можете ознакомиться в статье Инфракрасная фотография FAQ (Ред.)

23. Почему снимки на инфракрасной пленке иногда выглядят так же, как на обыкновенной?

Ёто происходит, если фотографировать без надлежащего светофильтра. Инфракрасные пленки чувствительны также и к синему цвету. Для получения ожидаемого эффекта необходимо исключить синие лучи при помощи светофильтра. Плотный красный фильтр полностью срежет синие лучи, создавая истинный эффект инфракрасного снимка с темным небом и тенями, резко контрастирующими с белыми облаками и зеленой листвой.

24. Что такое гримировка машин для фотосъемки?

При фотографировании станков, машин и их деталей нередко случается, что темные объекты плохо отделяются от фона окружающей обстановки. Тогда и выручает так называемый УгримФ машин, достигаемый или светом (например, контражурная съемка черных станков) или нанесением какого-либо покрытия (припудривание тальком, обмеловка, оконтуривание и т. п.)

25. Что нужно для получения хороших репродукций?

Для получения хороших репродукций необходимо подобрать пленку, проявитель и фотобумагу, соответствующие по контрастным характеристикам репродуцируемому оригиналу. Так, например, на обычных негативных пленках УФотоФ никогда не удастся хорошо передать штриховой оригинал ввиду недостаточной для данной цели контрастности этих пленок. Здесь понадобилась бы позитивная пленка, энергично работающий проявитель и очень контрастная фотобумага. Тоновые репродукции можно делать и на обычной негативной пленке, проявлять стандартным проявителем № 1.

26. Какие светофильтры нужны при репродуцировании на обычной фотолюбительской пленке?

При репродуцировании на черно-белой изопанхроматической пленке выбор светофильтра зависит от характера оригинала. Пленку следует брать низкой чувствительности.

а) Синьки (чертежные светокопии на употреблявшейся ранее ферропруссиатной бумаге с белыми линиями на светлом синем фоне). Для повышения контраста Ч оранжевый или светлый красный фильтр.

б) Чертежные светокопии на диазотипной бумаге с темно-фиолетовыми линиями на желтовато-розоватом фоне. Контраст улучшается светлым красным фильтром.

в) Пожелтевшие страницы с черным текстом. Для выбеливания желтого и получения хорошего контрастаЧтемный желтый или оранжевый фильтр,

г) Выцветшие, пожелтевшие снимки. Для повышения контрастаЧтемный синий фильтр.

д) Выцветшая коричневатая или пожелтевшая краска. Для большего контрастаЧтемный синий фильтр.

е) Отпечатки тона сепии- Для правильной тонопередачиЧбез фильтра, для усиления контрастаЧтемный синий или зеленый фильтр.

ж) Пятна. Для устранения пятенЧфильтр того же цвета, что и пятно, но несколько темнее по цветовому тону. Ёто отпадает для черных и некоторых коричневых пятен.

Для получения достаточного контраста репродукций проявлять пленку следует на 20% дольше нормальной.

27. Почему при репродуцировании серого изображения на желтом фоне не удается получить хорошего негатива с достаточным разделением цветов: негатив вял, монотонен?

При пересъемке серого на желтом фоне может помочь перекодирование (контратипирование) - получение нового негатива с улучшенным контрастом. Состоит оно в том, что с первоначального негатива печатают диапозитив на контрастной позитивной или фототехнической пленке и проявляют в соответствующем материалу проявителе. Затем с этого диапозитива на том же материале печатают второй негатив, называемый дубль-негативом, или контратипом. Таким образом контраст первоначального негатива повышается дважды. Если же этого окажется недостаточным, всю процедуру можно повторить.

28. Как со старых фотокарточек изготовляют большие увеличения? Нельзя ли это сделать самому?

Пересъемка со старых фотокарточек делается по обычным правилам репродуцирования с последующим увеличением и весьма значительной ретушью, граничащей с дорисовкой.

Для этого необходимы большие профессиональные навыки по сплошной портретной ретуши, и фотолюбителю выполнить такую работу было бы затруднительно.

29. Как при съемке большой штативной камерой укреплять в ее деревянных кассетах листы плоской пленки?

Один из способов крепления плоской пленки в кассете, наиболее простой и целесообразной,Ч это приклеивание пленки к вложенному в кассету стеклу посредством специально приготовляемого невысыхающего клея следующего состава:

Вода ............. 100 мг
Желатина ............ 9 г
Глицерин ........... 16 мл

Приготовляя клей, кладут желатину в указанное количество холодной воды и размачивают ее в течение получаса (без помешивания), затем ставят в водяную баню при 50Ч60° и, когда она полностью растворится, добавляют глицерин и хорошо размешивают.

Чуть теплый клей наливают па тщательно вычищенное зеркальное стекло и равномерно распределяют по нему; при этом толщина слоя должна быть 0,3Ч 0,4 мм (излишек слить). По застывании клея политое им стекло выдерживают сутки, предохраняя от пыли, Пленку накладывают на стекло фотослоем кверху и прикатывают валиком. Она прилипает к стеклу, а после съемки легко снимается. Ёту операцию можно повторять много раз.

Способ удобен еще и тем, что пленка может быть любого меньшего размера, чем формат кассеты. Когда клеевой слой износится, его смывают теплой водой и заменяют новым.

30. Может ли фотолюбитель сфотографировать спутник Земли?

Практика показала, что фотолюбители легко фотографировали полеты спутников и их ракет-носителей. Сами эти объекты не светятся, но, будучи металлическими полированными телами, хорошо отражают солнечные лучи. Поэтому даже при небольшой отражательной поверхности их можно видеть невооруженным глазом (а значит, и фотографировать) при соответствующем угле по отношению к фотографу и Солнцу, а это бывает непосредственно перед восходом Солнца и после его захода, когда спутник контрастирует с темным небом.

Для съемки нужно зарядить фотоаппарат высокочувствительной пленкой, установить на штатив и направить на ту сторону небосвода, где ожидается появление спутника или ракеты-носителя. Затвор должен быть открыт в течение всего времени прохождения спутника по небосводу. На снимке получится след спутника в виде белой линии на темном небе; кругом будут белые точки звезд (а при длительной выдержкеЧбелые черточки). Час и дату съемки надо записать.

31. Как во время сеанса фотографировать с киноэкрана отдельные кадры?

На киноэкране ежесекундно сменяются 24 кадра, каждый из которых представляет статичный моментальный снимок. Таким образом, здесь действуют правила репродуцирования плоского объекта: фотоаппарат надо расположить против центра экрана по оси проекции (насколько это возможно в зрительном зале) на таком расстоянии, чтобы получить изображение во весь кадр; заботиться о глубине резкоизображаемого пространства не приходится. Особо хорошие результаты дает примерно середина 6Ч10-го рядов партера. Полезно заранее наметить кинотеатр и по видоискателю определить наилучшую точку съемки. При длиннофокусном объективе отличная позиция в 1-м ряду балкона, к тому же здесь фотограф не будет мешать зрителям.

яркость изображения изменяется в зависимости от освещенности и отражательной способности данного киноэкрана и от избранного кадра. С нормального театрального экрана обычно удается удовлетворительно фотографировать па пленке в 130 или 250 единиц ГОСТа при диафрагмах от 1,5 до 3,5 (следует сделать ряд пробных съемок). Выдержка во всех случаях съемки с киноэкрана может быть только одна; 1/25 или 1/30 сек. При большей выдержке можно захватить два соседних кадра и снимок будет размазан, при меньшейЧпопасть в промежуток между кадрами.

Если фотоаппарат поставить на штатив и навести, то затем останется лишь переводить пленку и нажимать спуск затвора, спокойно занимаясь выбором кадров.

Снимок с киноэкрана можно увеличить до размера открытки. Широкоэкранный и широкоформатный фильмы потребуют, разумеется, более удаленной от экрана съемочной позиции. Чтобы уверенно выбирать кадры, полезно предварительно просмотреть фильм.


к оглавлению