Съемка на море





Итак, полностью экипировавшись зеркалками, оптикой, водозащитными боксами и воздушными кисточками, вы отправляетесь на какое-нибудь побережье и, оказавшись там, с удивлением обнаруживаете, что в вашем распоряжении оказалось не так уж много объектов для съемки: всего-то солнце, воздух и вода, и хорошо еще, если поблизости окажутся какие-нибудь неприступные и живописные скалы, или тропические пальмы. Первая мысль, которая посещает фотографа в таком месте и после того, как отснята первая пленка: "Ну хорошо, а на что я потрачу остальные девять?"


Фото 1.
Попробуем разобраться, как можно выйти из столь плачевной ситуации.

Для начала, определимся с возможностями жанра. Находясь на морском берегу сразу откажемся от разработки таких замечательных тем, как социальный репортаж, натюрморт, индустриальная фотография, мода и т.п.

Все это не для суровых морских условий. Зато пляжи являются прекрасным местом для съемки всего, что может быть названо одним словом - графизм. Рельефное освещение раннего утра
Фото 2. - камера Nikon EM, объектив 70-210, без фильтра, благодаря чистому небу оно не разбелилось, но пришлось затенять объектив рукой от контрового солнца, т.к. бленда была неглубокой. Фото3 - снято на 210 мм. Плёнка Фуджи 100, негатив, приоритет выдержки с замером по небу в стороне от солнца, или по воде без бликов с блокировкой экспозиции /AE lock/ и последующей перекомпоновкой кадра.
плюс умелое включение в кадр различных объектов и персонажей, правильное использование цветовых контрастов - вот ключ к построению безупречно графичной композиции (фото 1). Этот жанр требует определенного умения замечать удачные сочетания фактур, форм и цветов, в нем все строится не на смысловых связях, но на поиске интересных взаимодействий пространства и предметов.

Кроме того, не стоит забывать и о старом добром морском пейзаже. Несмотря на то, что эта тема уже сотни раз обыгрывалась практически всеми мастерами фотографии, в ней еще присутствует большой потенциал. Но, чтобы отойти от избитых решений необходимо включить воображение и попытаться заставить играть в свою пользу такие неприятные явления как контровый свет (фото 2) и дисторсия (фото 3). Не стоит также во всем полагаться на цветную пленку, или цветной слайд. Черно-белое решение снимка иногда дает ему решающее преимущество (фото 4, фото 5, фото 6).

Ну и наконец самая распространенная разновидность морского пейзажа - морской закат. Этот сюжет эксплуатируется так давно и интенсивно, что комментарии, как говорится излишни. И, тем не менее, всегда можно найти оригинальное решение, например использовать силуэтные изображения (фото 7).

А если вдруг наступит непогода? Даже в этом случае можно найти интересный сюжет: используйте чувствительную к тонким цветовым нюансам негативную пленку для того, чтобы передать пастельные тона неба и воды (фото 8), а если погода станет совсем серой, снимайте на пленки с повышенной насыщенностью цветов (Kodak EktaChrome E100 VS, SW).

Несколько слов о том, с какими трудностями придется столкнуться скорее всего. Прежде всего, это избыточный контраст любой морской сцены. Все элементы будущего снимка словно решают поссориться и никогда больше вместе на фотографиях не появляться. И если "примирить светлое небо с темным морем можно с помощью градационного фильтра в паре с поляризатором, то как быть с белым пребелым песком? Если есть еще один объект съемки, например человек, то в этом случае можно воспользоваться заполняющей вспышкой. Большинство современных зеркалок могут это сделать с помощью встроенной вспышки, работающей в режиме TTL, но для серьезной работы понадобится вспышка помощнее. На сегодняшний день существует два варианта работы с заполняющей вспышкой при ярком свете: классический и синхронизация со всеми скоростями затвора, или HSS (High Speed Synchronization). Первый вариант подразумевает наличие камеры с синхронизацией не менее 1\250 сек. и мощной вспышки (ведущее число от 32 и более) и работу на довольно закрытых диафрагмах (f/5,6 - f/16). Открыть

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5. ("У причала") - камера "Зоркий" 4к, 50мм, плёнка ч/б, общий замер дал проработанные блики, тёмный фон и силуеты.

Фото 6. - ФЭД, объектив 28мм, ночную грозу в море я снимал со штатива, открывая объектив с помощью тросика и удерживая пока не будет молнии, из нескольких дублей вышел один кадр, пока не начался дождь.
Выдержка В, диафрагма 8, плёнка Agfa черно-белая, негатив 100 ед.

Фото 7. ("Серебряное море") - камера Никон EM, объектив 70-210мм, установлен на 100мм, плёнка Фуджи 100, негатив, замер по полю без поправок.
диафрагму для того, чтобы получить размытый фон здесь невозможно, так как при 1\250 сек. он будет переэкспонирован. Зато, если у вас есть действительно мощная вспышка, ее радиус действия будет достигать 8-10 метров, что дает определенные преимущества при съемке общим планом.

В режиме High Speed Synchronization вспышка имитирует поток непрерывного света, поэтому съемка возможна с любой выдержкой. Снимать с сильно открытой диафрагмой теперь не только возможно, но и желательно, поскольку мощность (а значит и дальность действия вспышки) резко снижается. Диафрагма в этом режиме влияет на свет вспышки так же, как и на естественное освещение. В HSS становится возможной портретная съемка с размытыми задними планами, особенно если у вас есть светосильный штатник. Дальность действия вспышки - до 2-2,5 метров.

Наиболее эффектные портреты получаются при съемке средне- и длиннофокусными объективами. Именно с помощью длиннофокусника можно отделить позирующего человека от фона, особенно красивый эффект дают светосильные 300 миллиметровики. С их помощью можно снять как наполненную графизмом композицию, так и моментальный кадр, с моделью в движении. Фон в этом случае превращается в разноцветные пятна, которые можно заставить очень эффектно контрастировать с цветами переднего плана.

Блики на воде, много белого песка в кадре - все это мешает многозонному замеру камеры правильно справляться со своими обязанностями. Чаще всего в таких условиях он дает недодержку, поэтому можно применить коррекцию +1 - 1,5 EV. Можно также пользоваться спот замером с соответствующей коррекцией (см. таблицу в статье про пейзажную съемку).

Если вы задумали поснимать пляжные виды спорта или какие-нибудь другие быстроразворачивающиеся события, то лучшим режимом работы будет приоритет выдержки. Начните с 1\250 сек (в большинстве случаев при такой скорости затвора достаточная глубина резкости вам будет обеспечена). Если у вас есть светосильный объектив (f/1,2 - f/2,0), то можно попробовать добиться эффекта размытого фона. Для этого переходите в режим приоритета диафрагмы и выбирайте максимально открытую. Такая съемка требует очень точной наводки на резкость, а вручную при движущемся объекте это сделать очень трудно, поэтому этот вид съемки - специально для камер с быстрым и точным автофокусом. Есть еще один способ моментальной съемки - навести камеру на
гиперфокальное расстояние (не забудьте переключиться в режим ручной наводки на резкость MF). Сделать это удастся лишь в том случае, если объектив, которым вы пользуетесь снабжен шкалой глубины резкости. К сожалению, почти во всех дешевых зумах такие шкалы отсутствуют. Если у вашего объектива все-таки есть шкала глубины резкости, то для того, чтобы установить его на гиперфокальное расстояние, поставьте значок "бесконечность" шкалы расстояний напротив ближайшего к нему значения выбранной вами диафрагмы на шкале глубины резкости. Эта методика максимально эффективна с объективами с фокусным расстоянием до 35 мм, поскольку при достаточно закрытой диафрагме (f/11) и чувствительной пленке с ними можно добиться резкости практически для всех планов. Именно так работают репортеры с легендарной Leica M6.

В независимости от того, в каком режиме вы будете работать и на какую пленку снимать, главное, что имеет значение - это воображение. А с воображением даже самые банальные вещи на фотографиях становятся иными. Удачи и хорошего отдыха!
Фото 8. - Nikon FM2, зум 35-135, фильтр Skylight. Фото6 - снято на 135 мм., ручной режим с замером по полю и поправкой +0,5. Плёнка Фуджи 100, негатив.

Эта статья проиллюстрирована работами киевского фотографа-профессионала Юрия Шкоды. Фотографии снабжены комментариями автора. Вы можете ознакомиться с другими работами Юрия Шкоды на его сайте www.homepage.kiev.ua/shkoda/


Свои комментарии можете высылать автору
Хостинг от uCoz