Штативными фотокамерами (рис. 16)
называются сравнительно громоздкие складные деревянные фотоаппараты с
квадратным мехом и матовым стеклом. Эти аппараты не применимы для съемки с
рук, а непременно должны быть установлены на прочном штативе (или другой
подставке), Они являются фотокамерами профессионального типа и
предназначены для работ, требующих от аппарата устойчивости, большого
формата негативов, длинного растяжения меха, уклонов матового стекла,
возможности смены объективов. Применяются эти камеры для съемок в
постоянном помещении (портреты, группы), для выездных съемок (архитектура,
пейзажи), для научно-исследовательских и технических съемок в лабораториях
и цехах, для репродуцирования.
Камеры имеют двойное растяжение меха.
Наводка на резкость производится кремальерой,
передвигающей заднюю (кассетную) часть камеры, в то время как передняя
(объективная) часть остается неподвижной,
Возможна смена объектива (вместе с объективной
доской).
Помимо вертикального и горизонтального смещения
объек- тива камеры имеют устройство для уклонов кассетной части по
горизонтальной и вертикальной осям.
Камера 13x18 см снабжена четырехлинзовым
анастигматом "Индустар 51" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 21 см.
Габарит ее; 400x310x220 мм; вес (с принадлежностями) 11 кг.
Камера 18x24 см имеет объектив "Индустар 13" со
светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 30 см. Габарит еe 500X360Х260 мм)
вес 14 кг (с принадлежностями).
Фотокамеры не имеют ни видоискателя, ни затвора
(выдержка производится от руки посредством снятия и наде" вания на
объектив кол* пачка),
К камерам прилагаются по три двойных полушторных
кассеты, брезентовый футляр, прочный складной деревянный штатив в чехле.
Благодаря применению вкладышей возможна зарядка
кассет пластинками меньших форматов.
Штативные фотокамеры, кассеты и пластинки для них
тяжелы, занимают много места; пластинки больших форматов обходятся дорого.
В фотолюбительской практике эти камеры не находят применения. Тем не менее
мы остановились на них, учитывая, что некоторым из читателей в дальнейшей
работе, возможно, придется с ними встречаться.
Кроме того, в большом, хорошо оборудованном
фотокружке под руководством опытного фотографа штативная фотокамера может
быть с успехом использована для углубленного изучения фотографии.
ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ КАТУШЕЧНОЙ ПЛЕНКИ
Конструктивной особенностью пленочных
фотоаппаратов является механизм зарядки негативных материалов. В верхней и
нижней частях корпуса имеются помещения для двух катушек. Зарядка аппарата
катушкой с роликовой пленкой происходит при белом свете. По мере съемки
пленку посредством имеющейся сбоку камеры рукоятки постепенно перематывают
с подающей катушки на приемную, каждый раз ставя перед объективом
неэкспонированный кусок пленки.
Для наблюдения за сменой номеров служит маленькое
круглое смотровое окошко в глухой задней стенке камеры, защищенное красным
светофильтром. По использовании всей катушки она извлекается из камеры
также при белом свете, а освободившаяся от пленки подающая катушка
переносится на место приемной,
"Любитель"-пленочный аппарат, 6X6 см
Двухобъективный широкопленочный фотоаппарат
"Любитель" (рис. 17), заряжаемый на 12 снимков, имеет
ящикообразную форму; в передней стенке помещены один над другим два
объектива, связанные между собой посредством обрамляющих наружных зубчатых
колес. Нижний объектив является съемочным, а верхний (более простой)
служит передней линзой большого зеркального видоискателя (рис. 18). Для
наводки на резкость нижнее колесо вращают, в результате чего одновременно
с перемещением передней линзы съемочного объектива передвигается вдоль
своей оптической оси и верхний объектив.
Рис. 17. Фотоаппарат
"Любитель"
Таким образом по матированной центральной части
верхней горизонтальной линзы видоискателя производится зри- тельная
наводка на резкость.
В то время как съемочный объектив диафрагмируется
до нужной степени, полное отверстие верхнего объектива (2,8) всегда дает
максимально светлое изображение, облегчающее точное визирование и наводку
на резкость вплоть до момента спуска затвора.
Рис. 18. Схема фотоаппарата
"Любитель"
Зеркальный видоискатель "Любителя" особенно удобен
для съемки портретов и сценок с детьми. Хотя изображение, видимое в нем,
не перевернуто низом вверх, как это обычно бывает на матовом стекле, но
оно зеркально обращено (то есть левая и правая стороны объекта съемки
взаимно перемещены). Это не существенно при съемке большинства более или
менее статичных объектов, но неудобно для спортивных съемок, так как
движущийся объект появляется в видоискателе не с той стороны, откуда он
фактически движется и откуда его бессознательно ожидает фотограф. Поэтому
подобные съемки надо производить с помощью рамочного видоискателя, рамки
которого включены в переднюю и заднюю стенки верхней складной шахты
камеры.
Во избежание двукратной съемки на одном и том же
куске фотопленки следует сейчас же после каждой съемки переводить пленку.
Съемочный объектив "Любителя" - трехлинзовый
анастигмат "Т-22" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 7,5 см.
Центральный затвор автоматически отсекает пять выдержек: 1/10, 1/25, 1/50,
1/100 1/200 секунды.
Наименьшее расстояние до снимаемого объекта 1,3 м.
Габарит камеры: 135x90x90 мм; вес около 600 г.
Фотоаппарат не сложен в обращении и предназначен
для начинающих фотолюбителей.
Прекращенный производством фотоаппарат
"Комсомолец" представляет собой упрощенную по сравнению с "Любителем"
модель. Передняя линза его зеркального видоискателя неподвижна, поэтому
видоискатель служит лишь для визирования изображения, а наводка на
резкость производится только по шкале расстояний. Объектив его почти вдвое
менее светосилен (6,3), чем у "Любителя". Затвор отсекает только три
моментальные выдержки: 1/25, 1/50 и 1/100 секунды, что ограничивает
возможности как съемки быстро движущихся объектов, так и фотографирования
в помещениях.
"Москва 2"-пленочный аппарат 6Х9 см
Складной широкопленочный фотоаппарат "Москва
2" (рис. 19) заряжается на 8 снимков. По конструкции и наружному виду
он сходен с пластиночным фотоаппаратом "Москва 3", описанным выше, но
имеет несколько удлиненный корпус со скошенными углами на концах.
Рис. 19. Фотоаппарат "Москва 2"
С левой стороны камеры укреплен сопряженный с
объективом дальномер. При вращении диска, помещенного над затвором,
одновременно приводится в действие компенсатор дальномера и передняя
вращающаяся линза объектива, регулирующая наводку на резкость.
Наименьшее расстояние до объекта съемки 1,5 м.
Просветленный четырехлинзовый анастигмат "Индустар
23", имеющий светосилу 4,5 и фокусное расстояние 11 см, смонтирован в
заводном центральном затворе "Момент" (см. рис. 6 и описание выше),
автоматически отсекающем восемь выдержек: в 1 секунду, 1/2, 1/5, 1/10,
1/25, 1/50, 1/100 и 1/250 секунды, На оправе объектива - шкала глубины
резкости.
Спусковая кнопка затвора, помещенная на левой
стенке корпуса, соединена с рукояткой для перемотки пленки блокировочным
механизмом, предотвращающим возможность двух снимков на одном негативе
(затвор не будет работать, пока экспонированная пленка не переведена).
Габарит фотоаппарата (в сложенном виде): 165X95X48
мм вес 890 г.
Как видно из нашего описания, "Москва 2" обладает
рядом технических преимуществ по сравнению с "Любителем".
Выпускавшийся ранее фотоаппарат "Москва 1"
отличается от "Москвы 2" отсутствием дальномера; наводка на резкость может
производиться только по шкале расстояний. Как менее совершенный, аппарат
"Москва 1" больше не выпускается.
МАЛОФОРМАТНЫЕ ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ КИНОПЛЕНКИ
Малоформатные аппараты легли в основу так
называемой малоформатной фотографии, отличительной чертой которой является
повышенная точность всех стадий фотоработы, связанная с необходимостью
получать большие позитивы с малых негативов. Отсюда вытекают и повышенные
требования к аппарату, материалам, самому фотографу.
Малоформатными называются у нас фотоаппараты, в
которых негативным материалом служит нормальная кинопленка и которые дают
негативы размером 24x36 мм (удвоенный кинокадр). С таких миниатюрных
негативов получаются увеличенные отпечатки формата открытки или 13 X18 см
примерно столь же резкие, как увеличения с негативов 6X6 и 6X9 см.
Малоформатные фотоаппараты сложны по устройству.
Выпускаемые отечественной промышленностью шесть моделей (за исключением
"Смены") имеют ряд общих и частных конструктивных особенностей.
Общие конструктивные данные малоформатных
аппаратов. Корпус жесткий в виде удлиненной плоской коробки, из
которой для съемки нужно выдвинуть объектив. Некоторые объективы
выпускаются в неубирающейся оправе, при которой фотоаппарат в нерабочем
положении занимает больше места, но зато ускоряется его приведение в
съемочную готовность, облегчается пользование диафрагмой, исключаются
съемки с невыдвинутым по забывчивости объективом.
Фотоаппараты снабжены удобным для ношения кожаным
футляром; камеру для съемки можно не извлекать из футляра, а лишь откинуть
его переднюю стенку с крышкой (см. рис. 9).
Малоформатным аппаратом можно сделать 36 снимков
без какой-либо перезарядки. Цилиндрические кассеты заряжаются лентой
кинопленки в 165 см длиной в темноте; зарядка же аппарата кассетой и его
перезарядка производятся при белом свете.
Объективы имеют большую светосилу. Вследствие
малого фокусного расстояния (5 см) глубина резко изображаемого
пространства сравнительно велика, Возможно применять сменные объективы с
разными фокусными расстояниями, дающие разные масштабы изображения и
разное поле зрения (табл. 3). Объективы заключены в червячную оправу.
Таблица 3. Сменные объективы для малоформатных
фотоаппаратов.
N пор.
Характеристика объектива
Название
Число линз
Светосила
Фокусное расстояние
Угол изображения
Относительный масштаб
изображения
1
Нормальный
"ФЭД"
4
3,5
5 см
46
1
2
Нормальный
"Индустар 22"
4
3,5
5 см
46
1
3
Нормальный
"Индустар 50"
4
3,5
5 см
45
1
4
Повышенной светосилы
"Индустар 26М"
4
2,8
5 см
45
1
5
Светосильный
"Юпитер 8"
6
2
5 см
45
1
6
Особо светосильный
"Юпитер 3"
7
1,5
5 см
45
1
7
Широкоугольны
"Юпитер 12"
6
2,8
3,5 см
65
0,7
8
Длиннофокусный
"Юпитер 9"
7
2
8,5 см
29
1,7
9
Телеобъектив
"Юпитер 11"
4
4
13,5 см
18
2,7
Наводка на резкость производится полуавтоматически
по- средством дальномера, сопряженного с объективом. На оправе каждого
объектива имеется кольцо со шкалой глубины резкости, по которому после
наводки можно быстро определить диафрагму, необходимую при требуемой
глубине резко изображаемого пространства, или иным образом согласовать
точку наводки и диафрагму с глубиной резкости,
Малоформатные аппараты снабжены шторным затвором,
отсекающим кратчайшие автоматические выдержки, а также выдержки от руки
(по способу "нажать - отпустить").
Заводная головка механизма одновременно заводит
затвор и передвигает пленку на длину кадра; это позволяет делать съемки
быстро одну за другой и исключает возможность повторных съемок на одном и
том же участке негативного материала. Количество заснятых кадров
отмечается счетчиком.
"ФЭД" - кинопленочный аппарат 24 X 36 мм
"ФЭД" (рис. 20)- старейший малоформатный
фотоаппарат отечественного производства (в 1954 году исполнилось 20 лет с
начала его выпуска); он широко популярен среди советских фотолюбителей.
Общие конструктивные данные изложены выше. К
частным особенностям относится следующее.
"ФЭД" - самый легкий, малообъемный и портативный
аппарат. Его корпус имеет удобную в обращении закругленную на концах
форму. Для зарядки удаляется нижняя крышка корпуса.
Объектив - четырехлинзовый просветленный
анастигмат "ФЭД" ("Индустар 10") со светосилой 3,5 и фокусным расстоянием
5 см, во вдвигающейся оправе, Его шкала диафрагм имеет деления
(нестандартные): 3,5-4,5-6,3-9-12,5-18. Сменные объективы ввинчиваются в
кольцо корпуса,
Наводка на резкость осуществляется вращением
рычага червячного хода объектива. Наводка на резкость и визирование
производятся последовательно через самостоятельные окуляры дальномера и
видоискателя.
Рис. 20. Фотоаппарат
"ФЭД"
Шелковая прорезиненная шторка затвора движется
справа налево по длине кадра. Затвор автоматически отсекает семь выдержек
(нестандартных): 1/20, 1/30, 1/40, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500 секунды.
Регулятор выдержек можно устанавливать только при заведенном затворе,
Наименьшее расстояние съемки без дополнительных
оптических приспособлений один метр.
Габарит: 133x55x30 мм; вес около 500 г.
"Зоркий" - кинопленочный аппарат 24X36 мм
Малоформатный фотоаппарат "Зоркий" имеет
почти такую же камеру и механизм, как и аппарат "ФЭД". Разница (кроме
внешнего вида нескольких деталей) в том, что повышены прочность корпуса,
точность автоматических выдержек, координация дальномера со сменными
объективами.
Объективом служит просветленный четырехлинзовый
анастигмат "Индустар 22" со светосилой 3,5 и фокусным расстоянием 5 см.
Оправа - вдвигающаяся или неубирающаяся. Деления шкалы диафрагм после
полного отверстия входят в стандартный ряд: 3,5-4-5,6-8-11-16.
Наименьшее расстояние съемки один метр.
"Зоркий 3" - кинопленочный аппарат 24X36 мм
Малоформатный фотоаппарат "Зоркий 3"
(рис. 21)- это значительно усовершенствованная модель аппарата "Зоркий". У
"Зоркого 3" задняя стенка корпуса сделана съемной, Это позволяет удобно
производить перезарядку аппарата, его чистку, проверку точности подгонки
сменных объективов (при помощи матового стекла, приставляемого к кадровой
рамке), а также отрезать (в темном помещении) заснятую часть пленочной
ленты для проявления.
Рис. 21. Фотоаппарат "Зоркий 3"
Объектив - просветленный шестилинзовый анастигмат
"Юпитер 8" с очень высокой светосилой 2 и фокусным расстоянием 5 см, во
вдвигающейся или неубирающейся оправе.
Дальномер и видоискатель имеют общий окуляр, что
объединяет в одну операцию визирование кадра и наводку на резкость. Окуляр
допускает внесение оптической поправки в пределах +-3 диоптрии для того,
чтобы не очень дальнозоркие и близорукие фотографы при съемке могли
обходиться без очков.
Шторный затвор дополнен добавочным регулятором
медленных выдержек, диск которого помещен на передней стенке корпуса.
Затвор автоматически отсекает десять стандартных выдержек в очень широком
диапазоне: 1 секунда, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500 и
1/1000 секунды. Имеется деление Д для длительных выдержек "в два нажатия".
Наименьшее расстояние съемки один метр.
"Зоркий 3" представляет несомненный интерес для
подготовленного фотолюбителя.
"Киев" - кинопленочный аппарат 24X36 мм
Общие конструктивные данные см. на стр. 43.
Частные особенности малоформатного фотраппарата "Киев" (рис. 22)
состоят в следующем.
Рис. 22. Фотоаппарат
"Киев"
Корпус, имеющий на концах срезанные углы, снабжен
откидным упором для непосредственной установки аппарата на столе или
другой горизонтальной поверхности. Съемная задняя стенка корпуса позволяет
легко перезаряжать аппарат и чистить его, отрезать (в темном помещении)
экспонированную часть пленки для проявления, а также юстировать сменные
объективы, приставив матовое стекло к кадровой рамке.
Объектив - просветленный шестилинзовый анастигмат
"Юпитер 8" с очень высокой светосилой 2 и фокусным расстоянием 5 см (во
вдвигающейся или неубирающейся оправе).
Объективы не ввинчиваются, а закрепляются в кольце
корпуса штыковым запором, что ускоряет их смену.
Наводка на резкость основного объектива
осуществляется вращением удобного рифленого колесика, выступающего вверху
корпуса. Наводка производится одновременно с визированием, так как
дальномер и видоискатель объединены в одном окуляре. Удлиненная база
дальномера (90 мм вместо 38 мм у аппаратов типа "ФЭД") повышает
точность наводки на резкость.
Прочная металлическая шторка затвора, движущаяся
сверху вниз по ширине кадра, бесперебойно работает и на морозе. Затвор
автоматически отсекает девять выдержек в широком диапазоне: 1/2, 1/5,
1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500, 1/1250 секунды. Скорости могут
устанавливаться и при спущенном затворе, однако рекомендуется сначала
завести его. Затвор имеет автоспуск для самосъемки фотографа; он примерно
на 9-15 секунд замедляет действие механизма, автоматически отсекающего
выдержки.
Заводная головка не только заводит затвор и
переводит пленку, но также является регулятором выдержек.
Наименьшее расстояние съемки 90 см.
Габарит аппарата: 150x83,5x45 мм; вес 750 г.
"Киев III" - кинопленочный аппарат 24X36 мм
Малоформатный фотоаппарат "Киев III"
(рис. 23) отличается от аппарата "Киев" тем, что в его конструкцию включен
фотоэлектрический экспонометр (прибор для определения вьь держки для
съемки на основе фактической яркости объекта). Экспонометр состоит из
фотоэлемента, гальванометра, реостата и механического калькулятора;
смонтирован он на верхней стороне корпуса аппарата,
Рис. 23. Фотоаппарат "Киев III"
В своих обеих моделях "Киев" является самым
совершенным фотоаппаратом; перед опытным фотографом он открывает широкие
съемочные возможности.
"Зенит" - кинопленочный аппарат 24X36 мм
Малоформатный фотоаппарат "3енит" (рис.
24) сконструирован на базе "Зоркого", корпус глухой; основное отличие в
выборе кадра и наводке на резкость, благодаря которым аппарат относится к
типу зеркальных?
Рис. 24. Фотоаппарат "Зенит"
Объектив - "Индустар 22" со светосилой 3,5 и
фокусным расстоянием 5 см. Шторный затвор автоматически отсекает пять
выдержек: 1/25, 1/50, 1/100, 1/250 и 1/500. секунды.
Система видоискания и зрительной наводки на
резкость состоит из зеркала, помещенного позади объектива под углом
45o к оптической оси, матированной стеклянной поверхности,
призмы прямого видения (дважды оборачивающей изображение) и увеличивающих
линз. При нажатии спусковой кнопки зеркало поднимается, открывая световым
лучам доступ к фотослою. Введением промежуточных колец аппарат
приспосабливается для съемок с малых расстояний мелких объектов,
репродукций.
"Смена" - кинопленочный аппарат 24X36 мм
Малоформатный фотоаппарат "Смена" (рис.
25) по сравнению с описанными выше кинопленочными фотокамерами
представляет собой упрощенную конструкцию, но имеет и преимущества. Корпус
его из пластмассы, задняя стенка отъемная. Объектив - трехлинзовый
просветленный анастигмат со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 4 см,
Деления шкалы диафрагм: 4,5-5,6-8-11-16-22.
Наводка на резкость производится по шкале
расстояний путем вращения объектива. Видоискатель - оптический,
Центральный затвор автоматически отсекает пять
выдержек: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 секунды.
Точность перемотки пленки на один кадр
обеспечивается механически, Так как приемной катушкой служит стандарт-"
ная закрытая кассета, надобность в обратной перемотке экспо* нированной
пленки отсутствует.
Рис. 25. Фотоаппарат
"Смена"
Габарит аппарата: 120x74x57 мм; вес 325 г.
Дополнительные объективы не применяются.
Аппарат "Смена" предназначен для широких кругов
фотолюбителей, в особенности для молодежи.
КАКОЙ ФОТОАППАРАТ ВЫБРАТЬ?
Современное состояние техники фотоаппаратостроения
позволяет сказать: нет плохих фотоаппаратов - есть плохие фотографы!
Но какой же аппарат самый лучший?
Категорически ответить на этот вопрос нельзя, В
самом деле, если бы один какой-нибудь фотоаппарат был лучше всех, то все
остальные вряд ли продолжали бы выпускаться, Между тем производятся,
покупаются и с успехом применяются фотографические аппараты различных
родов и видов. Это означает, что каждая разновидность фотоаппарата
обладает какими-либо особыми качествами, которые делают именно этот тип
наиболее подходящим для определенного назначения. Соединить все
преимущества и устранить все недостатки в одном фотоаппарате невозможно;
поэтому и не существует такого аппарата, который был бы пригоден для всех
целей, одинаково удобен во всех отношениях. То, что в одних случаях
является недостатком, в других случаях может стать преимуществом, и
наоборот. Например, проявление сразу всей пленочной ленты, неудобное при
эпизодической работе, очень облегчает обработку фотографических
результатов экспедиций. Съемная задняя стенка малоформатных камер ("Зоркий
3", "Киев", "Смена") представляет ряд несомненных удобств, но в то же
время, обнажая при перезарядке внутренний механизм аппарата, способствует
его засорению, особенно в полевых условиях, в пыльной местности при ветре;
подвергает шторку затвора опасности повреждения.
Стекло или пленка? Большой аппарат или
малоформатный? - вот главные вопросы, возникающие у каждого, желающего
впервые приобрести фотоаппарат. В помощь таким читателям мы составили
табл. 5 сравнения основных родов фотоаппаратов.
Таблица 5. Сравнение родов
фотоаппаратуры.
Пластиночные фотоаппараты
Широкопленочные аппараты
Малоформатные фотоаппараты
Большой вес и громоздкость материалов и кассет
Легкость и портативность негативного материала
Перезарядка после каждого снимка
Многозарядность
8 или 12 снимков
36 снимков
Перезарядка кассет в темной комнате
Неограниченная зарядка на свету
Большой запас кинопленки в запасных кассетах
Один постоянный нормальный объектив
Быстрая смена объективов с различными фокусными
расстояниями
Средние скорости центрального затвора
Большие скорости шторного затвора
Раздельное проявление каждого негатива
Обработка сразу всей пленочной ленты в закрытом
бачке
Увеличение не является обязательным
Увеличение необходимо
Меньшая стоимость фотоаппарата
Более высокая цена
Более высокая стоимость негативного материала
Дешевизна негативного материала
Удобство для наглядного изучения съемки и проявления
Обучение съемочному и негативному процессам
"вслепую"
Прежде всего необходимо установить требования,
которые будут предъявлены к будущему фотоаппарату.
Пластиночный фотоаппарат прост в обращении,
приспособь лен для разнообразных съемок и годится для большинства случаев,
встречающихся в практике фотолюбителя.
Если фотолюбитель будет время от времени делать по
два - три снимка, то пластинки для него удобнее, так как при работе на
роликовой пленке проявление приходится откладывать до той поры, когда
будет экспонирована вся лента с дюжиной (а то и с тремя дюжинами) снимков.
Если же предстоит делать по 20 - 30 снимков в одном месте, то следует
предпочесть широкопленочный аппарат.
Аппараты 6x6 и 6x9 см дают лучшие по техническим
качествам снимки, чем кинопленочные фотокамеры. Сравнительно большой
размер негативного изображения (рис. 26) позволяет во многих случаях
обходиться без непременного увеличения. С другой стороны, и для
фотоувеличения наиболее пригодны большие негативы: они богаче полутонами;
не требуя значительной кратности увеличения, сохраняют на позитивах
резкость контуров. Недаром редакции газет и журналов предпочитают большие
форматы негативов.
Малоформатный кинопленочный фотоаппарат не может
полностью заменить большую камеру в репродукционных, технических и
художественных съемках. Однако он обладает рядом технических преимуществ и
наибольшей оперативностью, облегчает процесс съемки, предоставляет широкие
композиционные возможности. Для спортивных съемок больше всего подходит
именно малоформатный аппарат с высокими скоростями его ватвора и
светосильными объективами. В путешествии им возможно сделать гораздо
больше снимков, чем пластиночным аппаратом. Проявление значительных
количеств малоформатных негативов очень ускорено и упрощено.
Рис. 26. Форматы негативов в натуральную величину.
С каждого из них посредством фотоувеличения можно получить отпечаток
одинакового размера, например 13X18 см
Однако отпечатки 24x36 мм слишком малы, и работа
малоформатным аппаратом неизбежно сопряжена с трудностями увеличения с
миниатюрных негативов, для обеспечения высоких качеств которых требуется
тщательно проводить негативный процесс.
Наконец, играет роль и стоимость, тем более что
самый дорогой аппарат еще не обеспечивает отличных снимков. Чем сложнее
механизм фотоаппарата, тем труднее обращение с ним. Начинающий фотограф
лучшие результаты получит аппаратом "Любитель", чем наиболее совершенным
"Киевом".
Приобретая фотоаппарат, помните о следующем. Если
со вниманием и настойчивостью относиться к работе, то любым аппаратом
можно достичь хороших результатов. В руках же неумелого и неаккуратного
человека любой аппарат даст лишь плохие снимки.
Вопрос выбора решается в зависимости от назначения
фото- аппарата.
Нередко фотолюбители спрашивают: с помощью какого
аппарата лучше учиться фотографировать?
Здесь мы не будем ставить никаких ограничений:
учитесь на том аппарате, который вам больше нравится или которым вы можете
располагать. Залог успеха - в вас, а не в фотоаппарате.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОТОАППАРАТОМ
Прежде чем приступить к первой съемке, необходимо
ознакомиться во всех подробностях с устройством своего фотоаппарата,
изучить назначение и действие всех его частей, в особенности затвора.
Избегайте случайных действий над аппаратом,
впервые взятым в руки, даже если вам не терпится поскорее испробовать его,
повернуть все рычаги, нажать все кнопки. К каждому фотоаппарату при
покупке прилагается фабричное описание с подробными наставлениями по
обращению с ним. Приобретая
тот или иной аппарат, до начала работы им внимательно изучите приложенное
описание. При этом по ходу чтения (а затем в последовательном порядке)
осторожно проделайте по нескольку раз каждое из необходимых для съемки
действий. Это поможет вам на дел? узнать, для чего предназначены и как
работают все детали аппарата, привыкнуть к обращению с ним.
Никогда не применяйте усилий по отношению к
фотоаппарату. Если аппарат исправен и вы пользуетесь им правильно, все
действия совершаются беспрепятственно, ходовые части движутся свободно и
легко. Если же аппарат не в порядке, то усилия могут только повредить его.
Не спеша, тщательно все проверьте: может оказаться, что вы что-либо
упустили, действовали не совсем правильно.
При раскрытии фотоаппаратов "Москва" необходимо
смягчать сильное действие пружин, предотвращать резкий толчок рычагов. Для
этого в момент нажатия на запорную кнопку придерживайте правой рукой
заднюю стенку камеры, левой рукой - переднюю откидную стенку, а затем
плавно опустите последнюю до отказа.
Если перед вами такой сложный и точный прибор,
каким является малоформатный фотоаппарат, потренируйтесь в зарядке кассеты
и аппарата, в управлении затвором и механизмом перемотки пленки. Проделать
это надо на свету при помощи ненужной ленты пленки.
Вытягивать в рабочее положение тубус
малоформатного аппарата надо осторожно, в перпендикулярном к корпусу
камеры направлении, не допуская перекоса.
Запомните название и размер своего фотоаппарата,
название объектива, его светосилу и фокусное расстояние, а также выдержки,
автоматически отсекаемые затвором, шкалу диафрагм. Запишите номер аппарата
и объектива.
УХОД ЗА АППАРАТОМ И ОБЪЕКТИВОМ
Фотоаппарат и объективы необходимо оберегать от
ударов и падений, от грязи и пыли, от влаги и сырости, от нагревания и
резких изменений температуры.
В перерывах менаду съемками объектив накрывайте
крышкой, аппарат держите в закрытом футляре, не оставляйте подолгу лежать
на солнце.
Храните аппарат и объективы в футлярах, в сухом
помещении с комнатной температурой, вдалеке от приборов отопления.
Если передняя часть аппарата "Фотокор" туго
передвигается по рельсам, слегка смажьте их маслом для швейных машин.
Затвор в смазке не нуждается. При длительном
хранении без использования затвор надо спустить.
Время от времени, а также после съемки в дождь или
когда в воздухе было пыльно, аккуратно обтирайте куском мягкой суконной
или бархатной ткани корпус, мех и металлические части аппарата (но не
линзы объектива). Изнутри камеры пыль удаляется с помощью крупной или
средней кисточки, выдувается резиновой грушей.
Зимой внесенный с улицы в теплое помещение
фотоаппарат открывайте не сразу, а через несколько минут (при очень
сильных морозах спустя 10-15 минут после внесения в комнату). Если влага
все же конденсировалась на стеклянной поверхности объектива, лучше
подождать, пока он согреется до температуры помещения, и запотевание само
по себе исчезнет. Только в случае крайней необходимости немедленно
приступить к съемке допустимо осторожное удаление неиспарившихся капелек
воды (с поверхности линзы - тампоном из чистой ваты, с металлических
деталей - мягкой материей).
Объектив хорошо работает только тогда, когда он
совершенно чист. Загрязненный, запыленный, запотевший или поцарапанный
объектив может дать только нерезкие негативы. Кроме того, содержимый в
постоянной чистоте объектив лучше сохраняется.
На съемке оберегайте объектив от пыли (особенно
при ветре) и дождя, от действия прямых лучей солнца, Не прикасайтесь
пальцами к его стеклянным поверхностям.
Когда на линзах объектива появляются пыль, влага,
следы жирных пальцев, его необходимо прочищать.
Первым делом нужно удалить пыль. Однако протирать
запыленный объектив нельзя так как при этом твердые пылинки будут царапать
стеклянную поверхность линз. Можно смахнуть пыль с помощью самой мягкой,
сухой и чистой кисточки, но лучше сдунуть ее струей сухого воздуха из
резиновой груши.
Если после этого на поверхностях линз будут
заметны какие-либо загрязнения (наблюдение ведите как на просвет, так и
при отраженном свете), приступают к протирке объектива,
Загрязнения нежирового происхождения снимаются шн
средством плотного тампона из чистой гигроскопической ваты (предварительно
убедитесь в полном отсутствии в вате случайных твердых вкраплений, а по
окончании операции сдуйте оставшиеся на стекле волокна),
Жировые пятна и другие прочные загрязнения
устраняются в результате протирки линз таким же ватным тампоном, слегка
увлажненным эфиром, 96-градусным (чистым, безводным) спиртом или смесью
85% эфира с 15 % чистого спирта. Протирание производится вращательными
движениями по спирали от центра к краям линзы, при легком нажиме. После
каждого цикла протирки вату нужно менять во избежание обратного занесения
жира на линзу, По этой же причине тампон нельзя переворачивать другим
концом, прикасаться к линзе тем местом, за которое его держали пальцы. Для
снятия маленьких пятнышек кусочек ваты можно намотать на спичку. Для
чистки линз нельзя пользоваться носовым платком, замшей; нельзя применять
бензин, растворы щелочей и кислот, воду. В крайнем случае можно увлажнить
тампон водкой или подышать на линзу.
Предостерегаем читателей также от использования
для чистки линз одеколона (как это рекомендует инструкция завода-
изготовителя аппарата "Зоркий 3"), Испробовав этот совет хотя бы на
зеркале, вы сможете убедиться, что душистые эфирные масла, растворенные в
спирте одеколона, улетучиваются медленнее своего растворителя и потому
остаются на поверхности стекла в виде трудно удалимого жирового налета,
Особенно осторожно следует обращаться с
просветленными объективами. Тончайший просветляющий слой, которым покрыты
их линзы, мягче стекла; он легче повреждается от соприкосновения с
чем-либо, портится от загрязнения, жира и воды.
Не пытайтесь самостоятельно разбирать аппарат или
затвор, вывинчивать линзы объектива. Ремонт аппарата, регулировку его
механизмов, чистку внутренних поверхностей линз надо поручать специальной
мастерской.
При аккуратном обращении фотоаппарат будет служить
десятки лет.
Мензурка (мерительный стакан) на 250 мл для отмеривания воды и других жидкостей при
составлении фотографа ческих растворов, а также самих готовых растворов.
Впоследствии для отмеривания малых объемов жидкостей будет полезна еще
мензурка на 10 мл.
Всю лабораторную посуду необходимо содержать в
чистоте.
Весы с граммовым разновесом для
взвешивания химикатов при самостоятельном составлении обрабатывающих
растворов.
Термометр, шкала которого включает
деления от 15 до 30° (по стоградусной системе), для регулирования
температуры обрабатывающих растворов.
Часы с секундной стрелкой для определения
конца бачкового проявления и для отсчета выдержек при печатании.
Сушильный станочек для стеклянных
негативов.
Зажимы (металлические нержавеющие,
пластмассовые или деревянные бельевые прищепки) для сушки пленочных лент и
увеличенных отпечатков - 6 штук.
Ножницы для обрезки концов пленки и
разрезки фотобумаги.
Печатная (копировальная) рамка для
печатания позитивов на фотобумаге формата вашего аппарата.
Фотоувеличитель - прибор, проецирующий на
фотобумагу увеличенное световое изображение негатива. Отечественной
промышленностью производятся фотоувеличители вертикальной конструкции: к
доске-подставке, служащей экраном для фотобумаги, сбоку прикреплена
вертикальная штанга, по которой вверх и вниз передвигается металлический
корпус увеличителя, включающий осветительную часть, негативодержатель и
объектив.
Увеличитель для негативов 6 X 9 см (служит и для
негативов 6x6 см) выпускается вместе с объективом "Индустар 23" (фокусное
расстояние 11 см, светосила 4,5) под названием "Нева 2", Предназначен для
аппаратов "Москва" и "Любитель:".
Увеличители, предназначенные для кинопленочных
негативов малоформатных аппаратов, выпускаются без объективов под
названием "У-2", "Нева" и т. д. (более совершенный). Объектив (с фокусным
расстоянием 5 см и светосилой 3,5) для установки на увеличителе можно
вывинчивать из аппаратов "ФЭД" и "Зоркий", однако лучше (для сохранности
фотоаппарата) приобрести отдельный объектив ("Индустар 22" в обычной
оправе или "Индустар 22 увеличительный" в специальной неубирающейся
оправе).
Пинцеты из нержавеющей стали для держания
обрабатываемых отпечатков: один только при проявлении, другой только при
закреплении (разной формы или отмеченные как-либо).
Резак для обрезки отпечатков.
Полотенце для рук.
Фартук для предохранения одежды от брызг
растворов.
Форматные листы пленки не лежат в пластиночных
кассетах совершенно плоско, а обнаруживают склонность выгибаться (особенно
при долгом пребывании в кассетах в условиях переменной температуры); в
результате нарушается резкость негативного изображения. Поэтому в кассеты
под пленочные листы следует подкладывать картон подходящей толщины или же
заряжать их вместе с чистым стеклом (отмытые горячей водой от фотослоя
негативы), либо поверх стекла, либо под стекло; и последнем случае шкалой
расстояний аппарата пользоваться нельзя, а матовое стекло в рамке надо
перевернуть стеклянной стороной к объективу.
Из предосторожности оберегайте заряженные кассеты
и катушечную пленку от действия непосредственных солнечных лучей:
переносите их в завернутом виде, перезаряжайте пленочные аппараты не на
солнце, а при рассеянном свете (в тени, в помещении; в открытом поле можно
воспользоваться тенью собственной фигуры, повернувшись спиной к солнцу).
Приобретя фотоаппарат, непременно потренируйтесь в
зарядке его кассет сначала на свету, а затем в полной темноте.