Когда во время съемки световой поток падал на фотослой, в последнем возникло скрытое изображение снимаемого предмета, то есть изображение, реально существующее, но невидимое. Оно очень слабое. Если бы скрытое изображение было в десять тысяч раз сильнее, мы его отлично видели бы.
Несмотря на очень продолжительные и настойчивые исследования многих ученых, точная природа скрытого фотографического изображения до сих пор не известна. Однако хорошо известно, что скрытое изображение путем химической обработки можно сделать не только видимым, но и прочным, сохраняющимся и пригодным для размножения. Для этого экспонированный светочувствительный слой нужно обработать особыми растворами, в частности проявителем.
Под влиянием проявителя те микрокристаллы галоидного серебра, на которые подействовал свет, распадутся на элементы - - галоид и серебро. Галоид перейдет в раствор проявителя, а бесчисленные частицы (зерна) металлического серебра (они имеют темный, почти черный цвет) составят видимое изображение.
На остальные галоидосеребряные микрокристаллы, не подвергшиеся действию света (они сохранили желтовато-молочный цвет), проявитель не оказывает влияния, и они растворяются затем в растворе закрепителя.
После этого остаток веществ, участвовавших в химической обработке, вымывается из фотослоя водой, а пластинка или пленка высушивается и становится негативом, с которого можно получать отпечатка на фотобумаге.
Негатив представляет собой фотографическое изображение с обратным распределением светлых и темных участков, Наиболее светлые места предмета съемки выйдут на негативе самыми темными почти черными; они называются светами. Самые темные участки предмета съемки получатся на негативе наиболее светлыми, почти прозрачными; их называют тенями.
Вся описанная обработка пластинки или пленки составляет негативный процесс, распадающийся на пять последовательных операций: 1) собственно проявление, 2) промежуточная промывка, 3) закрепление, 4) окончательная промывка, 5) сушка.
До тех пор пока пластинка или пленка не обработана в закрепителе, она должна быть тщательно оберегаема от белого (или иного, могущего подействовать на них) света.
В фотолюбительской практике применяются два способа проявления, одинаковых по существу, но различающихся по технике их проведения: проявление в ванночке и проявление в бачке.
При проявлении в ванночке фотослой лежит горизонтально. Проявление ведется в темном помещении. За появлением изображения и достижением им необходимой плотности и контраста фотограф следит зрительно при слабом безопасном свете лабораторного фонаря, не действующем на данный фотослой; момент окончания проявления определяется на глаз. Поэтому способ носит название проявления со зрительным наблюдением. Так проявляют пластинки и плоские пленки - несенсибилизированные, "Ортохром", "Изоорто".
При проявлении в бачке фотослой находится в вертикальном положении (пленка, свернутая рулоном, стоит на ребре). За ходом проявления никакого наблюдения не ведется, а момент окончания проявления определяют по часам согласно указаниям, данным при рецепте проявителя. Такой способ называется проявлением по времени. Для него необходим специальный бачок, непроницаемый для света. Пленка заряжается в бачок в темноте, а всю обработку можно вести при белом свете, причем обрабатывающие растворы сменяются через особые отверстия в бачке. Так проявляют роликовые пленки - широкую катушечную и кинопленку малоформатных фотоаппаратов; для них отечественной промышленностью выпускаются удобные бачки из пластмассы.
Проявление в ванночке позволяет фотолюбителю видеть, что происходит с пластинкой или листовой пленкой при проявлении, как возникает на них видимое изображение. Больше никаких преимуществ зрительный способ проявления не имеет, не говоря уже о том, что у недостаточно опытного фотографа большие затруднения вызывает установление момента, когда проявление следует закончить.
Преимущества бачкового проявления по времени: надежность
(рецептура и режим проявления, включая продолжительность и температуру,
стандартизованы, научно и точно разработаны и делают результаты проявления не
зависящими от субъективной оценки фотографа); чистота (мокрый фотослой не
страдает от прикосновения пальцев, руки менее подвергаются действию растворов,
жидкости меньше расплескиваются и проливаются); производительность (облегчается
одновременная обработка большого количества негативов).
Проявление по способу зрительного наблюдения сводится к
тому, что при безопасном лабораторном свете фотограф опускает пластинку в
ванночку с проявителем, наблюдает за появлением изображения и в нужный, по его
мнению, момеьт прекращает проявление, вынув негатив из ванночки, слегка
промывает его и погружает в раствор закрепителя.
Напомним еще раз, что в этоы уроке, как и в
предшествующих, мы имеем в виду обращение с пластинками и плоскими пленками
сортов "Ортохром" и "Изоорто" (а также с несенсибилизированными). Другие сорта
негативного материала ("Изохром", "Панхром", "Изопанхром") нельзя открывать и
обрабатывать даже при красном свете. Поэтому начинающему фотолюбителю не следует
пользоваться ими. Во второй части книги мы опишем обработку всех сортов
пластиьок и плоских пленок.
Для зрительного проявления понадобятся: четыре ванночки,
из них две, вмещающие по одному или по два негатива (для проявления и для
промежуточной промывки), и две - на четыре негатива каждая (для закрепления и
для окончательной промывки); мензурка, станочек для сушки стеклянных негативов,
лабораторный фонарь с безопасным светофильтром,
Их понадобится всего два: проявитель и закрепитель.
Вначале фотолюбителю целесообразно пользоваться готовыми сухими препаратами,
приготовление которых к обработке состоит лишь в растворении в воде.
Правила растворения. Посуда, вода и химикаты
должны быть чистыми. После каждого раствора мойте посуду и руки.
Гопится и холодная вода, но все химикаты растворяются
скорее в воде подогретой до 50o или немного ниже. Воду с
растворяемыми веществами надо помешивать.
Для удобства размешивания и чтобы не переполнять банку,
можно вещества сначала растворить в неполном объеме воды (например, в 2/3) и
затем добавить остальную часть ее. Всегда сначала наливайте в сосуд воду и уже
потом всыпайте в нее сухие вещества. Нельзя поступать наоборот - лить воду на
химикаты: в этом случае многие из них (например, безводная сода, тиосульфат)
спекаются в крепкие, трудно раствори* мые комки.
Если приготовленный раствор мутен и в нем плавают
твердые частицы, дайте ему отстояться, а затем осторожно слейте с осадка и
используйте для обработки прозрачный раствор (в дальнейшем мы научим вас
фильтровать растворы).
Готовый раствор можно некоторое время сохранять в
закупоренной бутылке, на которую не забудьте наклеить ярлычок с указанием
содержимого. Не используйте для проявителя сосуды, в которых ранее находился
закрепитель.
Проявитель. Купив универсальный или нормальный
(лучше метоло-гидрохиноновый) проявитель с надписью "для пластинок и фотобумаг"
(он же служит и для плоских пленок), налейте в банку отмеренную воду и высыпьте
туда сначала меньшую часть препарата (обычно он имеет легкую окраску), а когда
он совсем растворится - остальной белый порошок. Если использовалась нагретая
вода, то после растворения поставьте проявитель остыть до комнатной температуры.
Со временем фотолюбитель сможет самостоятельно
составлять проявители из исходных химикатов по рецептам, приводимым во второй
части книги (урок 13).
Закрепитель. Готовый сухой закрепитель (фиксаж)
растворите согласно указаниям на этикетке.
Тиосульфат натрия (гипосульфит) для приготовления
обыкновенного закрепителя растворите из расчета на 1 л воды 160 г безводного
тиосульфата или 250 г кристаллического (на 1/2 л воды берется вдвое меньшее
количество).
Растворение закрепителя сопровождается заметным пони"
жением температуры раствора, поэтому желательно использование нагретой воды.
Если же вода берется холодная, та растворение надо производить часа за два до
начала обработки, чтобы охлажденный раствор успел приобрести комнатную
температуру.
Налив в банку (или непосредственно в ванночку) нужный
объем воды, всыпьте туда небольшими порциями закрепляющее вещество, энергично
помешивая воду.
Следите, чтобы при отвешивании и высыпании в воду
тиосульфат не распылялся в воздухе: он портит непроявленные фотослои, сокращает
срок службы проявителя. Лучше приготовлять закрепитель не в лаборатории, а в
другом помещении.
После полного растворения дайте закрепителю охладиться
(или, наоборот, согреться) до комнатной температуры.
Когда проявитель и закрепитель растворены и охлаждены до
комнатной температуры, расставьте на лабораторном столе четыре ванночки в
следующем порядке (справа налево): малая ванночка для проявления, малая ванночка
для промежуточной промывки, большая ванночка для закрепления и (позади нее)
большая ванночка для окончательной промывки негативов (рис. 36).
В первую (справа) ванночку налейте столько проявителя,
чтобы над пластинкой мог образоваться слой раствора глубиной в один сантиметр
(обычно это составляет 100 мл для ванночки 9X12 см и соответственно измененное
количество для ванночек других размеров).
В третью ванночку налейте до половины ее высоты раствор
закрепителя.
Во вторую и четвертую ванночки налейте также до половины
их высоты чистой холодной воды. Лучше всего последнюю ванночку поставить под
водопроводный кран в раковину или ванну.
Позади ванночек, на расстоянии полуметра от них,
поместите лабораторный фонарь, а на переднем ребре стола повесьте на гвозде
полотенце. Поблизости в удобном месте поставьте сосуд с водой для ополаскивания
пальцев.
Важное значение во время обработки имеет температура
проявляющего раствора, она сильно влияет на ход и результаты негативного
процесса. Нормальная температура для проявления в ванночках составляет от 18 до
20o (так называемая комнатная температура). При пониженной
температуре раствора проявление замедляется и достижение нужной плотности
негатива затруднено. При повышенной температуре раствора проявление идет
быстрее, но увеличивается опасность вуалирования негатива. Принимайте возможные
меры для создания и сохранения в течение проявления указанной выше температуры
раствора проявителя.
Температура закрепителя и промывной воды должна быть
примерно такой же, как и проявителя, не отклоняясь существенно в ту или другую
сторону от нормы 18-20њ. Неодинаковая температура всех обрабатывающих растворов
неблагоприятно влияет на желатиновый фотослой, не говоря уже о том, что и
слишком теплой жидкости он может расплавиться.
Когда все надлежащим образом подготовлено, тщательно
вымойте и вытрите руки, положите в стороне, справа от себя, кассеты с
пластинками, предназначенными для проявления, погасите белый свет, еще раз
убедитесь в полном затемнении помещения и включите безопасный лабораторный
фонарь.
Открыв кассету, извлеките экспонированную (заснятую)
пластинку и не спеша опустите ее в ванночку с проявителем. При этом необходимо
соблюдать пять условий:
1. Пластинку, сухую или мокрую, во всех случаях можно
брать только за ребра (большим и средним пальцами, рис. 37) во избежание
повреждения фотослоя или оставления на нем следов пальцев.
2. Пластинка в проявителе, как и во всех остальных
жидкостях, должна лежать слоевой (матовой) стороной кверху, иначе она будет
испорчена.
3. Проявитель должен сразу покрыть всю пластинку, иначе
па негативе появятся неустранимые пятна. Поэтому, как только пластинка положена
в ванночку, последнюю быстро наклоните так, чтобы волна проявителя окатила всю
пластинку. Во время дальнейшего проявления вся пластинка должна быть покрыта
проявителем.
4. В течение всего проявления ванночку нужно медленно и
ритмично покачивать для перемешивания и равномерного действия проявителя по всей
пластинке (на сильно освещенных участках проявитель истощается скорее).
5. Проявляемую пластинку надс оберегать от излишнего
действия прямого света лабораторного фонаря, прикрыв ванночку куском картона или
фанеры и открывая ее лишь на несколько секунд, безусловно необходимых для
быстрого осмотра пластинки, но при этом не приближать к фонарю ближе, чем на
полметра. Вполне безопасного света не существует.
При наблюдении за поведением пластинки в проявителе вы
можете встретиться с тремя различными случаями хода процесса проявления в
зависимости от характера выдержки при съемке,
Нормальная выдержка. Примерно через
полминуты-минуту после начала проявления на пластинке появляются первые признаки
изображения в виде темных мест, соответствующих наиболее ярким участкам (светам)
предмета съемки: небо, белая одежда, липа. Затем постепенно начнут появляться
полутона и, наконец, детали в темных местах (тенях) сфотографированного
предмета.
Через полторы-две минуты после того как пластинка была
опущена в проявитель, выньте ее из ванночки и, держа над последней, рассмотрите
на свет лабораторного фонаря. Предмет съемки уже вполне различим на негативе, но
изображение не достигло еще необходимой силы.
Быстро осмотрев пластинку, опустите се обратно в
проявитель прикройте от света и продолжайте покачивание ванночки. Наблюдение за
дальнейшим образованием изображения ведите через каждые полминуты. Вы заметите,
что темные места негатива постепенно становятся все темнее, или, как говорят,
плотнее; в то же время непрерывно увеличивается контраст изображения (разница
между самыми темными и самыми светлыми его местами).
Когда видимы все важные детали предмета съемки, наиболее
темные места негатива кажутся черными и не просвечивают на свет фонаря, а самые
светлые части негатива уже не выглядят ровной белой плоскостью и в них появились
мелкие подробности, проявление можно считать законченным.
Продолжительность проявления зависит от состава и
температуры проявляющего раствора, от сорта пластинки, от выдержки и характера
объекта съемки
ЛАБОРАТОРНАЯ ОБРАБОТКА ПЛАСТИНОК И ПЛОСКИХ ПЛЕНОК

Риc. 36. Размещение ванночек на лабораторном столе

Рис. 37. Как нельзя и как нужно держать фотопластинку.
Нельзя касаться слоя