Итак, полностью экипировавшись зеркалками, оптикой, водозащитными
боксами и воздушными кисточками, вы отправляетесь на какое-нибудь
побережье и, оказавшись там, с удивлением обнаруживаете, что в вашем
распоряжении оказалось не так уж много объектов для съемки: всего-то
солнце, воздух и вода, и хорошо еще, если поблизости окажутся какие-нибудь
неприступные и живописные скалы, или тропические пальмы. Первая мысль,
которая посещает фотографа в таком месте и после того, как отснята первая
пленка: "Ну хорошо, а на что я потрачу остальные
девять?"
Фото
1. |
Попробуем разобраться, как можно выйти из столь плачевной
ситуации.
Для начала, определимся с возможностями жанра. Находясь на
морском берегу сразу откажемся от разработки таких замечательных
тем, как социальный репортаж, натюрморт, индустриальная фотография,
мода и т.п.
Все это не для суровых морских условий. Зато пляжи являются
прекрасным местом для съемки всего, что может быть названо одним
словом - графизм. Рельефное освещение раннего утра
|
Фото 2. - камера Nikon EM, объектив 70-210, без фильтра, благодаря
чистому небу оно не разбелилось, но пришлось затенять объектив рукой
от контрового солнца, т.к. бленда была неглубокой. Фото3 - снято на
210 мм. Плёнка Фуджи 100, негатив, приоритет выдержки с замером по
небу в стороне от солнца, или по воде без бликов с блокировкой
экспозиции /AE lock/ и последующей перекомпоновкой
кадра. |
плюс
умелое включение в кадр различных объектов и персонажей, правильное
использование цветовых контрастов - вот ключ к построению безупречно
графичной композиции (фото 1). Этот жанр требует определенного
умения замечать удачные сочетания фактур, форм и цветов, в нем все
строится не на смысловых связях, но на поиске интересных
взаимодействий пространства и предметов.
Кроме того, не стоит забывать
и о старом добром морском пейзаже. Несмотря на то, что эта тема уже
сотни раз обыгрывалась практически всеми мастерами фотографии, в ней
еще присутствует большой потенциал. Но, чтобы отойти от избитых
решений необходимо включить воображение и попытаться заставить
играть в свою пользу такие неприятные явления как контровый свет
(фото 2) и дисторсия (фото 3). Не стоит также во всем полагаться на
цветную пленку, или цветной слайд. Черно-белое решение снимка иногда
дает ему решающее преимущество (фото 4, фото 5, фото
6). |
Ну и
наконец самая распространенная разновидность морского пейзажа -
морской закат. Этот сюжет эксплуатируется так давно и интенсивно,
что комментарии, как говорится излишни. И, тем не менее, всегда
можно найти оригинальное решение, например использовать силуэтные
изображения (фото 7).
А если вдруг наступит непогода? Даже в этом
случае можно найти интересный сюжет: используйте чувствительную к
тонким цветовым нюансам негативную пленку для того, чтобы передать
пастельные тона неба и воды (фото 8), а если погода станет совсем
серой, снимайте на пленки с повышенной насыщенностью цветов
(Kodak EktaChrome E100
VS,
SW).
Несколько слов о том, с какими
трудностями придется столкнуться скорее всего. Прежде всего, это
избыточный контраст любой морской сцены. Все элементы будущего
снимка словно решают поссориться и никогда больше вместе на
фотографиях не появляться. И если "примирить светлое небо с темным
морем можно с помощью градационного фильтра в паре с поляризатором,
то как быть с белым пребелым песком? Если есть еще один объект
съемки, например человек, то в этом случае можно воспользоваться
заполняющей вспышкой. Большинство современных зеркалок могут это
сделать с помощью встроенной вспышки, работающей в режиме TTL, но
для серьезной работы понадобится вспышка помощнее. На сегодняшний
день существует два варианта работы с заполняющей вспышкой при ярком
свете: классический и синхронизация со всеми скоростями затвора, или
HSS (High Speed Synchronization). Первый вариант подразумевает
наличие камеры с синхронизацией не менее 1\250 сек. и мощной вспышки
(ведущее число от 32 и более) и работу на довольно закрытых
диафрагмах (f/5,6 - f/16). Открыть |
Фото
3.Фото
4. |
Фото 5. ("У причала") - камера "Зоркий" 4к, 50мм, плёнка ч/б, общий
замер дал проработанные блики, тёмный фон и
силуеты.
Фото 6. - ФЭД, объектив 28мм, ночную грозу в море я снимал со
штатива, открывая объектив с помощью тросика и удерживая пока не
будет молнии, из нескольких дублей вышел один кадр, пока не начался
дождь. Выдержка В, диафрагма 8, плёнка Agfa черно-белая, негатив 100
ед.
Фото 7. ("Серебряное море") - камера Никон EM, объектив 70-210мм,
установлен на 100мм, плёнка Фуджи 100, негатив, замер по полю без
поправок. |
диафрагму для того, чтобы получить размытый фон здесь
невозможно, так как при 1\250 сек. он будет переэкспонирован. Зато,
если у вас есть действительно мощная вспышка, ее радиус действия
будет достигать 8-10 метров, что дает определенные преимущества при
съемке общим планом.
В режиме High Speed Synchronization вспышка
имитирует поток непрерывного света, поэтому съемка возможна с любой
выдержкой. Снимать с сильно открытой диафрагмой теперь не только
возможно, но и желательно, поскольку мощность (а значит и дальность
действия вспышки) резко снижается. Диафрагма в этом режиме влияет на
свет вспышки так же, как и на естественное освещение. В HSS
становится возможной портретная съемка с размытыми задними планами,
особенно если у вас есть светосильный штатник. Дальность действия
вспышки - до 2-2,5 метров.
Наиболее эффектные портреты получаются при
съемке средне- и длиннофокусными объективами. Именно с помощью
длиннофокусника можно отделить позирующего человека от фона,
особенно красивый эффект дают светосильные 300 миллиметровики. С их
помощью можно снять как наполненную графизмом композицию, так и
моментальный кадр, с моделью в движении. Фон в этом случае
превращается в разноцветные пятна, которые можно заставить очень
эффектно контрастировать с цветами переднего
плана.
Блики на воде, много белого песка в кадре - все это мешает
многозонному замеру камеры правильно справляться со своими
обязанностями. Чаще всего в таких условиях он дает недодержку,
поэтому можно применить коррекцию +1 - 1,5 EV. Можно также
пользоваться спот замером с соответствующей коррекцией (см. таблицу
в статье про пейзажную съемку).
Если вы задумали поснимать пляжные виды спорта
или какие-нибудь другие быстроразворачивающиеся события, то лучшим
режимом работы будет приоритет выдержки. Начните с 1\250 сек (в
большинстве случаев при такой скорости затвора достаточная глубина
резкости вам будет обеспечена). Если у вас есть светосильный
объектив (f/1,2 - f/2,0), то можно попробовать добиться эффекта
размытого фона. Для этого переходите в режим приоритета диафрагмы и
выбирайте максимально открытую. Такая съемка требует очень точной
наводки на резкость, а вручную при движущемся объекте это сделать
очень трудно, поэтому этот вид съемки - специально для камер с
быстрым и точным автофокусом. Есть еще один способ моментальной
съемки - навести камеру на |
гиперфокальное расстояние (не забудьте переключиться в режим
ручной наводки на резкость MF). Сделать это удастся лишь в том
случае, если объектив, которым вы пользуетесь снабжен шкалой глубины
резкости. К сожалению, почти во всех дешевых зумах такие шкалы
отсутствуют. Если у вашего объектива все-таки есть шкала глубины
резкости, то для того, чтобы установить его на гиперфокальное
расстояние, поставьте значок "бесконечность" шкалы расстояний
напротив ближайшего к нему значения выбранной вами диафрагмы на
шкале глубины резкости. Эта методика максимально эффективна с
объективами с фокусным расстоянием до 35 мм, поскольку при
достаточно закрытой диафрагме (f/11) и чувствительной пленке с ними
можно добиться резкости практически для всех планов. Именно так
работают репортеры с легендарной Leica M6.
В независимости от того, в
каком режиме вы будете работать и на какую пленку снимать, главное,
что имеет значение - это воображение. А с воображением даже самые
банальные вещи на фотографиях становятся иными. Удачи и хорошего
отдыха! |
Фото 8. -
Nikon FM2, зум 35-135, фильтр Skylight. Фото6 - снято на 135 мм.,
ручной режим с замером по полю и поправкой +0,5. Плёнка Фуджи 100,
негатив. | Эта статья проиллюстрирована
работами киевского фотографа-профессионала Юрия Шкоды. Фотографии снабжены
комментариями автора. Вы можете ознакомиться с другими работами Юрия Шкоды
на его сайте www.homepage.kiev.ua/shkoda/
Свои
комментарии можете высылать автору
|