Некоторые практические приёмы при съемке пейзажей в цвете. И немножко практической теории.

Дмитрий Катков

Часть 2. Цвет

Если в предыдущем разделе мы говорили о характеристиках источников освещения, объединив их словом СВЕТ, то в настоящем разделе остановимся на особенностях отражения, то есть цветовых характеристиках.

Первый вопрос, который надо рассмотреть - это целесообразность использования цвета. Неплохие пейзажи можно снимать и в чёрно-белом виде, если это оправдано. Конечно, для иллюстрации цвета разнотравных лугов надо использовать цветную плёнку, а вот передать серость и атмосферу освещённых солнцем городских улиц, или просто солнечный денёк удаётся и в монохроме. Вовсе не обязательно использовать при печати оттенки серого - оттенки других цветов подходят даже больше, к примеру, оттенки коричневого лучше передают глубину полутонов. Важно только помнить, что тёплые цвета и холодные цвета должны использоваться в соответствии со смыслом сюжета, и подчёркивать идею. Я бы не стал изображать зимнее в тёплых монохромных тонах.

Фото 6. Чёрно-белый пейзаж.
Для себя проблему цветного/чёрно-белого я решил нехитрым способом: имея два фотоаппарата, я постоянно ношу в кармане один из них, с заряженной чёрно-белой плёнкой. Это так же очень удобно для сьёмок сцен из повседневной жизни.

Отмечу также, что очень приятный эффект даёт использование чёрно-белой плёнки с высокой чувствительностью (напр. FUJI NEOPAN 1600) при ночных сьёмках без вспышки и штатива. Эта плёнка очень высокозернистая, что придаёт работам необьяснимую мягкость. (Имеется так же цветная плёнка FUJICOLOR SUPERIA 1600). На Фото 7 - иллюстрация сказанного.

Поговорим непосредственно о цвете. К сожалению, возможность фотографа свободно оперировать цветом очень ограничена, в отличие от света и композиции. Но кое-какие возможности всё-таки имеются. Во-первых, мы уже упомянули использование чёрно-белых фотоматериалов. Вторую возможность предоставляет использование светофильтров. Так как на эту тему автор уже писал, отсылаю читателя к упомянутой статье о светофильтрах. Цветные градуированные фильтры, поляризаторы и коррекционные фильтры придадут вашему труду элемент творчества, изменив цветовую картину по вашему желанию. В третьих, задумавшись, а зачем вообще природа наделила нас возможностью различать цвета, мы приходим к выводу, что способность различать цвета изначально нам дана для двух целей: Предупредить и Привлечь внимание.

Отсюда вытекает вывод о том, что роль цвета, в отличие от формы - показать нам утилитарные свойства того или иного объекта. То есть, на что он годится, этот предмет.

Предназначение цвета, как и освещения, композиции, формы - помочь автору в изображении задуманной идеи. Выделить, подчеркнуть, создать цветовую тональную перспективу... Грамотное использование цвета (и сочетания цветов), как символа, может заменить целые понятия.

Фото 7. Съёмка с использованием высокозернистой плёнки.
Цвета бывают тёплые и холодные. К тёплым цветам относят красный, оранжевый, жёлтый; к холодным - голубой, синий и фиолетовый. Зелёный цвет может иметь как тёплый, так и холодный оттенок. Предметы, окрашенные в тёплые цвета на фотографии кажутся расположенными ближе, чем на самом деле и привлекают внимание, холодные - дальше и отталкивают. Холодные тона обычно служат фоном для тёплых. Очень удачным приёмом является изображение небольшого количества тёплого цвета на фоне холодного. Вышеупомянутый вечерний зимний пейзаж с одиноко горящим жёлтым окошком в избушке на опушке леса является хорошей иллюстрацией к сказанному. Обратная комбинация обычно не гармонична и режет глаз.

Следует помнить, что тёплые цвета могут иметь холодные оттенки, так же как холодные цвета - тёплые оттенки. Например, недозревший лимон - холодный жёлтый цвет.

Для притепления холодных цветов используется "утепляющие" розовые фильтры, а для охлаждения тёплых цветов - "охлаждающие" синие фильтры. Первое полезно при съёмках зимой, второе - в ночное время.

Использование различных "светлот" одного и того же цвета создаёт цветовую тональную перспективу. Всем известны снимки дальних видов в полями, лесами и горами.

Фото 8. Тональная перспектива.
Тональная перспектива передаёт воздух, атмосферу, что всегда нравится зрителю.

Дело в том, что очень трудно получить не "плоский", а объёмный снимок. Большинство любительских снимков двухмерны и не передают объём. Тут поможет тональная перспектива и некоторые приёмы композиции, о которых будет сказано чуть ниже. Поскольку ультрафиолетовый фильтр а особенно фильтр Haze "съедают" дымку и увеличивают прозрачность воздуха, тут их использование противопоказано.

В завершение этого раздела замечу, что все Ваши труды по работе с цветом могут быть загублены при печати карточек в лаборатории. Продукция из обычного минилаба отличается ненасыщенными цветами. Поэтому автор настоятельно рекомендует печатать снимки в профессиональной лаборатории, хоть и дороже, но зато качественнее. Кроме того, в пролабе Вы можете вручную корректировать не только яркость и контрастность, но и цветовую гамму, применив фильтры при печати. В той лаборатории, где автор печатает свои снимки, имеются фильтры трёх основных цветов и трёх вспомогательных.




Предыдущая часть Следующая часть
 Свет  Форма



Хостинг от uCoz