О ню и не только

Введение

             Оказывается, приблизительно две трети фотолюбителей хотя бы раз в жизни пробовали снимать обнаженную натуру, а такой жанр как портрет или просто съемка людей интересны практически всем. Надо сказать, что съемка людей - дело довольно тонкое, и включает в себя множество аспектов. В данной статье я постараюсь поделиться некоторыми стандартными "ходами", которые желательно иметь в виду, снимая людей. Этот материал ни в коем случае не претендует на полноту изложения (так как по теме существует большое количество литературы), а является отправной точкой, тем, с чего начать. Отмечу, что материал написан с "любительской" точки зрения. Это означает, что подход к съемке предполагает получение в первую очередь положительных эмоций, а не производство коммерчески оправданного снимка, который должен продаться. То есть мы ставим перед собой задачу запечатлеть красоту, а не заработать деньги. Мы также не будем рассматривать такие примеры профессиональной съемки людей, как свадебная съемка, реклама и т.п.

Что такое ню и акт

Заглянем в энциклопедический словарь.
   АКТ- (нем. Akt), в изобразительном искусстве изображение обнаженной человеческой фигуры; то же, что ню.
   НЮ- (франц. nu - нагой, раздетый), изображение нагого женского тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земного чувственного бытия.
             Как мы видим, речь идет об искусстве и красоте, а не о физиологии. Многие фотолюбители начинают фотографировать обнаженную натуру именно с запечатления первичных половых признаков. Конечно, вы сами определяете, что и как хотите снять, но художественный вкус - это то, что надо в себе воспитывать, если вы хотите, чтобы ваши фото были красивы и интересны не только вам.
             Это может быть достигнуто разными способами, например, изучением работ признанных мастеров. В связи с этим очень рекомендую ознакомится с классиками жанра, например с произведениями Гунара Бинде, Яниса Глейздса, и, разумеется, Римантаса Дихавичюса, чьи работы излучают аромат красоты и гармонии. Совсем иными по духу являются работы другого классика - Хельмута Ньютона, чей неповторимый эротично-ироничный стиль может быть определен безошибочно.

О видах съемки

             Довольно сложно описать, как "надо" снимать обнаженную натуру, так как это очень индивидуальный процесс. Каждый человек видит и чувствует по-своему, поэтому подходы к съемке людей существуют самые разные.
             Одни фотографы стараются запечатлеть сексуальность модели, другие - раскрыть личность, третьи - запечатлеть какое-то мимолетное состояние и так далее. Каждый из этих жанров, конечно, требует разного подхода к съемке, очень вероятно даже участия разных моделей и т.д.
             Съемку людей можно условно разделить на постановочную и репортажную. При постановочной съемке вы заранее придумываете сюжет, свет, одежду, может быть макияж, и снимаете обдуманно и неспешно.
             Репортаж, напротив, предполагает значительную долю спонтанности при съемке. В этом случае вам предстоит быть лишь свидетелем действа и тут главное - быть готовым запечатлеть тот самый неповторимый миг, который окажется самым красивым, интересным или любопытным. Репортаж в данном случае не подразумевает съемку в бане или на нудистском пляже. Просто модели предоставляется гораздо большая свобода в выборе поз и т.д. - то есть своего рода соучастие в творческом процессе.

О моделях

             Какой должна быть модель? Наверное, она должна быть такой, чтобы вдохновлять автора. Иначе, зачем ее вообще фотографировать, если, как мы договорились, мы не преследуем своей целью зарабатывание денег?
             Конечно, существует всем известный стереотип "90-60-90", но стоит заметить, что даже у многих "супермоделей" фигура далеко не всегда соответствует этим параметрам. Главное, чтобы фигура модели была пропорциональной и гармоничной. Порой казалось бы неидеально сложенная модель способна настолько здорово "выложиться" при съемке, показать такие внутренние состояния, что результат очаровывает.
             Очень важно, чтобы у модели была хорошая кожа. В меру загорелая кожа часто смотрится на снимках очень выигрышно. С другой стороны, "белые пятна" от купальника на загорелом теле не всегда выглядят эстетично. Мелкие дефекты кожи можно попробовать "заделать" при помощи тонального крема, либо использовать при съемке смягчающие фильтры.
             Несомненно, что между вами и моделью должно быть доверие, иначе все теряет смысл. Во время съемки важно создать все условия для того, чтобы модель чувствовала себя максимально уверенно и спокойно. Например, она должна быть уверена, что никто неожиданно не войдет в помещение и т.п.
             Естественно, лишних людей при съемке присутствовать не должно. Чтобы модель чувствовала себя увереннее, в студии полезно иметь зеркало достаточных размеров, в которое модель могла бы видеть себя непосредственно во время съемки.
             Лучшим объектом для начала, видимо, будет жена или девушка автора съемок. Сложность съемки близких или родных людей заключается в том, что у них по отношению к автору (и наоборот) сложились определенные стереотипы, которые могут мешать успешно выполнить задуманное. Значит, придется эти стереотипы преодолевать.
             Если у модели это первая съемка такого рода, то разумно начать с портрета, постепенно переходя к более обнаженным позам.
             Многие из фотографов, снимающих в "стиле Дихавичюса", используют для съемок преимущественно непрофессиональных моделей, так как здесь требуются в первую очередь не самые длинные ноги или осиная талия, а искренность и чистота. Любите свою модель и боготворите ее, тогда вы просто не сможете получить неудачных снимков.
             В то время как одна модель может очень удачно смотреться среди природы, другая, "городская", будет просто неспособна комфортно себя чувствовать в такой обстановке и потому кадры будут в лучшем случае неестественными. В идеале, для каждой натурной съемки нужно искать "свою" модель.
             Для того, чтобы модель могла проявить во время съемки свою индивидуальность, дайте ей эту возможность! Для этого не надо ставить модели жестких рамок и командовать ей. Просто смотрите и наблюдайте. Многие люди в жизни очень зажаты, и порой приходится затратить много сил на то, чтобы модель "включилась" в нужное для автора состояние. Один из моих знакомых, который снимает девушек на природе, дает им время погулять на природе в одиночестве, чтобы прочувствовать обстановку и приобрести соответствующий настрой. В любом случае, очень желательно наиболее точно передать на снимке авторское видение и настроение, то, чем автор восхищается в данный момент.

             Иногда бывает довольно сложно снимать профессиональных моделей, если она демонстрирует мертвые выученные позы, а вы хотите показать ее как индивидуальность. В таких случаях следует провести с моделью "беседу", чтобы она постаралась выбросить из головы то, чему ее учили, и что может быть помехой для ваших съемок.

             При съемках людей все время приходится учитывать различные человеческие особенности (характер, менталитет, вкус и т.п.). Надо сказать, что умение взаимодействовать с людьми для фотографа является ничуть не менее важным, чем умение снимать. Юмор и терпение – вот основные качества, которые позволяют достигнуть задуманное.

Юридические "аспекты" творчества

             Все мы живем в государстве и поэтому автоматически подпадаем под действие законов, действующих на его территории. Фотографу, снимающему обнаженную натуру или просто людей, неплохо иметь в виду следующее.

             Право на собственное изображение является личным неимущественным правом граждан, охраняемым гражданским законодательством (ст.ст.2, 150 ГК РФ). Воспроизведение и распространение (в т.ч. опубликование) изображений граждан без их согласия будет являться нарушением указанного права.

             Наиболее надежным способом урегулирования данной проблемы представляется оформление письменного разрешения на ПРАВО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ данного лица. Факт выплаты вознаграждения фотомодели за съемку не подтверждает права на распространение изображения, а может означать лишь оплату ее рабочего времени. И наоборот, право на распространение изображения может быть предоставлено безвозмездно.

             Граждане до 14 лет считаются недееспособными, с 14 до 18 лет - ограниченно дееспособными. Таким образом, право на их изображение (и особенно их обнаженных тел) следует получать у их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). В противном случае дело может перейти в сферу уголовного судопроизводства (ряд статей УК РФ, например, ст.132 , предусматривающая ответственность за насильственные действия сексуального характера, в том числе (ч.2) совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) лица.

Как фотографировать людей

             Существует несколько чисто технических "пунктиков", которые неплохо иметь в виду при съемках людей, и, в частности, обнаженной натуры:

             Лично мне больше всего при съемках людей симпатичен объектив 85 или 90мм. Объектив с таким фокусным расстоянием позволяет снимать как поясной портрет, так и в полный рост, и при этом не надо далеко отходить назад.
             Объектив 85мм позволяет отделить модель от фона, и в то же время показать ту среду, в которой находится модель (особенно хорошо при съемках на природе). Оптика с фокусным расстоянием 100мм и более на мой вкус делает изображение слишком плоским.
             Следует помнить, что любой объектив по краю искажает изображение. Этот эффект обычно практически незаметен при использовании телеобъективов и максимально проявляется при использовании широкоугольной оптики. Поэтому при съемке людей оптикой с фокусным расстоянием короче 70мм. старайтесь не располагать по самому краю кадра ничего такого, что может быть испорчено такого рода искажениями.

             Часто, при съемках на открытом воздухе, используется пленка чувствительностью 400 единиц. Довольно сложно представить, как можно проводить съемки, скажем, в лесу даже летом в светлое время суток любительскими зумами с относительным отверстием 5.6. Хорошо иметь в арсенале оптику с постоянным фокусным расстоянием, тем более, что такая оптика (помимо высокой светосилы) обычно лучше работает против света, имеет лучшие оптические характеристики (а часто и свой рисунок) и т.п. К тому же, используя объективы с постоянным фокусным расстоянием, вы намного лучше сможете прочувствовать кадр и будете больше думать (так как вместо того, чтобы бездумно крутить кольцо зумирования, вы будете работать ногами и искать лучшую точку съемки).

             Очень хорошо иметь для съемок светосильную оптику, так как часто красивое естественное освещение бывает довольно слабым, а использование вспышки все портит, так как вспышка дает плоское неестественное освещение. Иногда светосильный штатный объектив и пленка 400 единиц (или выше) являются спасением фотографа, который не хочет портить красоту естественного освещения вспышкой.

Ч/б или цвет?

             Многие фотографы, снимающие обнаженную натуру, используют черно-белые фотоматериалы. Причин тому несколько.
             Во-первых, черно-белая фотография традиционна и ню или портрет в черно-белом имеет давние традиции.
             Во-вторых, при использовании черно-белых материалов фотограф получает больше степеней свободы (так как в черно-белой фотографии существует огромное количество творческих приемов, в принципе нереализуемых в цветной фотографии), а значит, и больший простор для творчества.
             В-третьих, цвет при съемках актов обычно избыточен и является отвлекающим фактором, мешающим сосредоточиться на сути произведения. Хотя конечно выбор "ч/б или цвет" всегда остается за фотографом.

             Так случилось, что в настоящее время для фотолюбителя намного проще изготовить цветную фотографию, нежели черно-белую. Однако, на мой взгляд, довольно небольшой процент фотографов, снимающих на цвет, грамотно использует цвет в композиции. Думаю, в этой связи читателю будет полезно познакомиться с творчеством фотографа Uwe Ommer'а, например, с его альбомом "Black Ladies" издательства Taschen, который, по мнению автора, является не просто произведением искусства, но и великолепным примером использования цвета в фотографии вообще и при съемках обнаженной натуры в частности.



Всего страниц: 2  1  2 

Хостинг от uCoz