Дмитрий Катков
Если в предыдущем разделе мы говорили о характеристиках источников освещения, объединив их словом СВЕТ, то в настоящем разделе остановимся на особенностях отражения, то есть цветовых характеристиках.
Первый вопрос, который надо рассмотреть - это целесообразность использования цвета. Неплохие пейзажи можно снимать и в чёрно-белом виде, если это оправдано. Конечно, для иллюстрации цвета разнотравных лугов надо использовать цветную плёнку, а вот передать серость и атмосферу освещённых солнцем городских улиц, или просто солнечный денёк удаётся и в монохроме. Вовсе не обязательно использовать при печати оттенки серого - оттенки других цветов подходят даже больше, к примеру, оттенки коричневого лучше передают глубину полутонов. Важно только помнить, что тёплые цвета и холодные цвета должны использоваться в соответствии со смыслом сюжета, и подчёркивать идею. Я бы не стал изображать зимнее в тёплых монохромных тонах.
Фото 6. Чёрно-белый пейзаж. |
Отмечу также, что очень приятный эффект даёт использование чёрно-белой плёнки с высокой чувствительностью (напр. FUJI NEOPAN 1600) при ночных сьёмках без вспышки и штатива. Эта плёнка очень высокозернистая, что придаёт работам необьяснимую мягкость. (Имеется так же цветная плёнка FUJICOLOR SUPERIA 1600). На Фото 7 - иллюстрация сказанного.
Поговорим непосредственно о цвете. К сожалению, возможность фотографа свободно оперировать цветом очень ограничена, в отличие от света и композиции. Но кое-какие возможности всё-таки имеются. Во-первых, мы уже упомянули использование чёрно-белых фотоматериалов. Вторую возможность предоставляет использование светофильтров. Так как на эту тему автор уже писал, отсылаю читателя к упомянутой статье о светофильтрах. Цветные градуированные фильтры, поляризаторы и коррекционные фильтры придадут вашему труду элемент творчества, изменив цветовую картину по вашему желанию. В третьих, задумавшись, а зачем вообще природа наделила нас возможностью различать цвета, мы приходим к выводу, что способность различать цвета изначально нам дана для двух целей: Предупредить и Привлечь внимание.
Отсюда вытекает вывод о том, что роль цвета, в отличие от формы - показать нам утилитарные свойства того или иного объекта. То есть, на что он годится, этот предмет.
Предназначение цвета, как и освещения, композиции, формы - помочь автору в изображении задуманной идеи. Выделить, подчеркнуть, создать цветовую тональную перспективу... Грамотное использование цвета (и сочетания цветов), как символа, может заменить целые понятия.
Фото 7. Съёмка с использованием высокозернистой плёнки. |
Следует помнить, что тёплые цвета могут иметь холодные оттенки, так же как холодные цвета - тёплые оттенки. Например, недозревший лимон - холодный жёлтый цвет.
Для притепления холодных цветов используется "утепляющие" розовые фильтры, а для охлаждения тёплых цветов - "охлаждающие" синие фильтры. Первое полезно при съёмках зимой, второе - в ночное время.
Использование различных "светлот" одного и того же цвета создаёт цветовую тональную перспективу. Всем известны снимки дальних видов в полями, лесами и горами.
Фото 8. Тональная перспектива. |
Дело в том, что очень трудно получить не "плоский", а объёмный снимок. Большинство любительских снимков двухмерны и не передают объём. Тут поможет тональная перспектива и некоторые приёмы композиции, о которых будет сказано чуть ниже. Поскольку ультрафиолетовый фильтр а особенно фильтр Haze "съедают" дымку и увеличивают прозрачность воздуха, тут их использование противопоказано.
В завершение этого раздела замечу, что все Ваши труды по работе с цветом могут быть загублены при печати карточек в лаборатории. Продукция из обычного минилаба отличается ненасыщенными цветами. Поэтому автор настоятельно рекомендует печатать снимки в профессиональной лаборатории, хоть и дороже, но зато качественнее. Кроме того, в пролабе Вы можете вручную корректировать не только яркость и контрастность, но и цветовую гамму, применив фильтры при печати. В той лаборатории, где автор печатает свои снимки, имеются фильтры трёх основных цветов и трёх вспомогательных.
Предыдущая часть | Следующая часть |
Свет | Форма |