Некоторые практические приёмы при съемке пейзажей в цвете. И немножко практической теории.

Дмитрий Катков

Часть 3. Форма

Тут прежде всего хочется остановиться на принципах композиции. Как известно, тут не может быть "законов" композиции, которых следовало бы непреложно придерживаться. Есть только базовые основы, о которых надо помнить.

Композиция бывает "открытая", "закрытая", "cтатичная" и "динамическая".

Фото 9. Пример кадрирования с открытым передним планом.
В "открытой" композиции преобладают центробежно направленные оси, в "закрытой" - центростремительные силы притягивают внимание зрителя к центру, или к другой точке, в "статичной" - наличествуют пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси и, наконец, в "динамической" превалируют композиционные оси, пересекающиеся под острыми углами, образуя диагонали, так же иногда встречаются круги и овалы. Каждый тип композиции несёт определённый "настрой". Открытая и статичная композиции вызывают ощущение простора, широты, незавершённости картины, позволяя зрителю самому представить то, что осталось за кадром. Она очень хорошо передаёт ощущение "вечности и незыблемости". Закрытая композиция самодостаточна, завершена, и акцентирует внимание на том, что изображено в кадре. Художники классического направления в основном используют этот тип построения. Динамичная композиция исключительно полезна для вовлечения участия зрителя в конкретной фотографии, добавляя эффект притяжения или отталкивания (зависит от направления сегментов окружностей), и придавая эмоциональный настрой работе. Фотохудожникам следует помнить, что разные типы композиции используются в различных стилях изображения пейзажей. В настоящее время часто используется открытая композиция, хотя ещё 30 лет назад превалировал закрытый тип. Динамичная композиция, встречающаяся всё последнее столетие, актуальна и по сей день. Таким образом, используя эту информацию, фотограф может влиять на восприятие зрителя.

Фото 10. Пример несбалансированной композиции с перевесом левой части.
К сказанному можно добавить, что осями композиции служат деревья, тени, люди, дороги, берега, линия горизонта, полоски леса, улицы, дома, мосты и даже некоторые виды облаков. Автор настоятельно рекомендует (по-возможности) не снимать сюжеты с наличием линий, одновременно входящих в кадр и выходящих из него. Это так же относится к линии горизонта. В таких случаях хорошо ограничить её деревом с края или ещё чем нибудь. Такие линии просто "разрезают" кадр. Также важно правильно "обрезать" кадр, при съёмке объективом со средним фокусным расстоянием. Тут рекомендация проста: лучше обрезать сверху, а не снизу, оставив зрителю ощущение присутствия и доступности. Иллюстрацией служит снимок на фото 9. Тут Вы так же не найдёте ни одной линии, "разрезающей" кадр.

При наличии осей композиции, очень важно, что бы они не пересекались ровно в середине кадра. Такие работы, как правило, скучны. Хорошей практикой является расположение осей на треть от границ снимка, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Однако следует следить за тем, что бы композиция оставалась сбалансированной, то есть ни одна сторона не "перевешивала". Проведите мысленный эксперимент, положите свой снимок серединой нижнего среза на остриё карандаша, и определите, какая сторона "тяжелее". Несбалансированные снимки, как правило, раздражают людей. Посмотрите на фото 10. Тут приведён пример несбалансированной композиции.

Фото 11. Восходящая (слева) и нисходящая (справа) диагонали.
Однако это не означает, что работа должна быть симметричной. Каждый фотограф имеет целый арсенал средств, что бы этого избежать.

Наличие в снимке диагоналей исключительно приветствуется. Окружающий мир переполнен горизонтально-вертикальными осями, поэтому часто полезно нарушить этот порядок. Диагонали делят на "восходящие" и "нисходящие". Восходящие диагонали направлены из левого нижнего угла в правый верхний, и несут оптимистический смысл, надежду. Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в правый нижний угол, несут некий "упаднический" настрой, ощущение завершённости. Альпинист, карабкающийся по восходящей диагонали будет восприниматься как стремящийся к цели, в то время как движущийся вверх по нисходящей диагонали будет вызывать тревожное ощущение того, что сейчас свалится вниз. Таким приёмам учат на курсах операторского искусства, обратите внимание на передачи телевидения, там найдёте подтверждение. Посмотрите на фото 11, приведённое для иллюстрации сказанного.

Фото 12. Старый велосипед.
Далее стоит остановиться на непосредственно визуальной форме, то есть на самих предметах. Замечено, что некоторые предметы вызывают устойчивые ассоциации. К таким предметам относятся мосты, велосипеды и их тени, одинокие скамейки, старые автомобили, поезда, лодки и другие. Вызывая в зрителе приятные воспоминания из личной жизни, они помогают сформировать нужное настроение. (Сюда же можно, условно, отнести туман и дымку.) Посмотрите на фото 12.

Кроме того, важно количество изображённых главных предметов. Предпочтительное их число - нечётное, 1, 3, 5. Чётное число обычно не приветствуется, но это только рекомендация. Опять отмечу, что таковы принципы, которым учат на курсах телеоператоров. Так же отмечу, что вокруг нас имеется ряд кривых линий, которые гармоничны от природы. Это окружность, линия свободного провисания верёвки (цепи) и форма линии, повторяющая изгиб насыпанной кучи абсолютно сухого песка. Использование таких линий гармонизирует фотографию.

Фото 13. Съёмка широкоугольным объективом (18 мм.).
При съёмке пейзажей очень подходят широкоугольные объективы. Например, объектив SIGMA 18мм. имеет угол зрения 100 градусов по диагонали, что даёт примерно широту снимка 88 градусов по горизонтали. Автор заметил, что фотографии, сделанные таким объективом, напоминают пейзажи художников. Объективы с фокусным расстоянием 35 мм. и более, такого эффекта не дают. Иллюстрацию см. на фото 1 и фото 13.

Интересным творческим экспериментом является съёмка с наложением двух изображений на один кадр. Некоторые фотоаппараты позволяют делать это в ручном режиме, есть так же камеры, где эта опция реализована автоматически при задействовании специального режима. Тут важно не перемудрить с изображениями, что бы не создать излишнего хаоса и мешанины. Для начала можно попробовать снять какой-либо городской пейзаж и наложить на него какую-либо фактуру (к примеру, шершавую стену здания). Первая часть экспозиции будет нести смысловую нагрузку, а вторая - эмоциональную. Воистину, тут есть бескрайнее поле для эксперимента!

Теперь поговорим о порядке и хаосе. Порядок (ритм) часто является объектом изображения на фотографии. Колонны, шпалы, столбы, шагающие вдаль. Однако такие работы, как правило, крайне скучны (но бывают приятные исключения!).

Фото 14. Упорядоченность.
Фото 15. Хаотичность.
Пример скучного порядка приведён на фото 14.

Работы, с хаотичным содержанием, как например изображение рисунка опавших листьев или ковёр садовых цветов вызывают в зрителе другое чувство - чувство расстерянности.

Посмотрите на фото 15.

Поэтому один лишь только порядок или один супрематический хаос являются не целью, а средством изображения. Хаос требует включения элементов порядка, чего-то упорядоченного, в то время как порядок полезно "разбавлять" чем-то хаотическим, создавая контраст ритмики.

Также автор хотел бы посоветовать Вам ЗАДУМЫВАТЬ Ваш кадр перед съёмкой, смотреть, что именно Вы хотите снять, всё ли играет на смысл или эстетику данной идеи, и только тогда снимать. То есть провести как минимум минут пять (а то и больше) перед сценой съёмки, в анализе картины и самое главное, ваших чувств (раз у Вас возникло желание достать камеру, значит Вас что-то затронуло). Придумайте так же название Вашей карточки перед тем, как снимать, а не после.

В заключение хочу напомнить, что фотография - это материальное выражение философии, наших чувств, стремлений, мыслей и желаний, и поэтому самоанализ и размышление несомненно приведут Вас к созданию работ, понятных любому зрителю и вызывающих в нём именно те чувства, которые Вы хотели передать.

Дмитрий Катков. Фото автора.




Предыдущая часть Следующая часть
 Цвет  Вернуться в начало статьи



Хостинг от uCoz