Домашняя студия. Портреты и обработка, публикация
Олег Палько
Часть 2. Съемка
Фотоаппарат
Чем снимаем. Я, как уже упомянул, предпочитаю
фотографировать на "цифру".
Преимущества "цифры":
- Сразу виден результат съемки. Имею пленочную аппаратуру, в студии с
многими вспышками я буду сначала с флешметром долго выверять расположение и
мощность всех источников света для каждой съемки и каждого
положения модели. Содержать "мокрую" лабораторию дома для пробников мне не
хочется. С цифровым же аппаратом я не думая делаю первый снимок. Не понравился
- меняю параметры и делаю новый. 3-4 пробных снимка обычно хватает для
настройки.
- Поклонников "старой школы" еще много. Их девиз: "Фотография не врёт". То
есть как снял, так и печатай. Но даже они были вынуждены ретушировать
портреты. Сейчас же в студийной съемке редко кто обходится без дальнейшей
обработки снимка на компьютере. Поэтому важна скорость перевода съемки в
компьютер. В случае пленочного аппарата я должен нести пленку в проявку, потом
ее сканировать (+ ~$200 за приличный слайд-сканер), обрабатывать скан и только
потом начинать работать над изображением. Не забудем еще, что в случае пленки
я многократно дублирую все кадры для надежности (а "портретная" пленка стоит
несколько рублей за кадр), что увеличивает объем проявки и скана.
- Конечные кадры я печатаю пока в лабе. Распечатка (бюджетная) в самом
высоком качестве на Epson дает результат не хуже, чем в лабе (~20 руб за A4
при разумной экономии при ~40 руб сейчас в лабе). Но при этом отпечатки боятся
воды и света, желтые/красные чернила раза в три быстрее кончаются, чем
остальные. Форсунки после недели простоя приходится минут 10 чистить и пр. Так
что все равно несу в лабу (в Москве предпочитаю "Юпитер") и это не имеет
особого преимущества перед пленкой. Но бывает надо сделать фото быстро, тогда
цифра незаменима.
- Просмотр-выборка кадров с моделью. Поиск лучших кадров для дальнейшей
обработки. После съемки садимся перед компьютером с моделью и начинаем
выбирать лучшие (с ее и моей точки зрения) кадры. Если бы делал рекламную
съемку, мнение модели бы не принималось в расчет. А так возможность ее участия
в выборке кадров (для нее же делается!) очень полезно. В случае пленки мне бы
пришлось вызывать ее в студию еще раз для просмотра-выборки кадров а потом
еще раз для отдачи результата обработки или сначала обрабатывать
все кадры (а это 200-300 снимков), а потом уже вызывать.
Недостатки цифры:
- Прежде всего, недостаточное разрешение кадра. Я снимаю 4 Мгпкс, этого
достаточно для портрета на обложку или для ростовой фигуры для обычного
снимка. Но если, я к примеру, хочу в ростовой фигуре выделить лицо для
портрета, всё, разрешения уже не хватает. Хотелось бы 6 Мгпкс, а 8 меня бы
удовлетворило на 100% ;-). С хорошей же пленки я всегда могу "вытянуть" ~ 10
Мгпкс.
- Цена. "Приличным" для студийной съемки могу назвать аппараты только
начиная с 3 Мгпс. Наличие ручных регулировок (чем больше, тем лучше)
обязательно. Хороший широкий объектив очень желателен. В результате
имеем не такой большой выбор из Canon, Kodak, Casio, Sony "верхней",
полупрофессиональной серии. А это от $600. То есть стоимость профессионального
пленочного аппарата, да еще на пару объективов останется. С другой стороны,
глупо, истратив до $800 на студию, экономить на фотоаппарате. А что вы хотели?
Профессиональный результат требует финансовых затрат.
- Не недостатки Низкая чувствительность в условиях студийной съемки
несущественна - всегда есть возможность поднять мощность вспышки. Отсутствие
(как правило) сменных объективов - опять же несущественно при студийной
съемке.
Я остановил свой выбор на Canon PowerShot G2. Куча ручных
настроек, "горячий" башмак для "родных" вспышек, поворотный дисплей и пр.
Приглядывался к аппаратам Sony (уж очень у них объектив хороший, но Memory Stick
отпугнул). Вполне подойдут верхние непрофессиональные модели
Kodak/Casio/HP/Minolta - сейчас выбор 3-5 Мгпкс камер стал большим. Убедитесь
только в наличии синхроконтакта или в том, что аппарат дает единственную вспышку
(или две, но можно их разделить по времени).
Поиск моделей
Отдельная небольшая тема. После того, как вы снимете себя
и своих родственников/друзей во множестве экземпляров, появиться желание снять
профессиональную модель. Сразу скажу, дело это трудное.
- Модельные агентства. Если, конечно, у вас есть $100-150 (в Москве) на
съемочный день, ОК, звоните в модельное агентство. Там вам с радостью
предоставят каталог или даже проведут кастинг. Преимущество в том, что
профессиональная модель, как правило, красива и легко принимает позы, которые
вам нужны.
- Объявления. Типа "Я, начинающий фотограф, сниму девушку в двух-трех позах
у себя дома бесплатно". Уловили двусмысленность? Именно. Трудно рассчитывать,
что незнакомая девушка согласится сниматься у вас, даже бесплатно. Давите на
то, что она получит почти профессиональное портфолио. Может повезет. Я как-то
в выходной день прогулялся по Арбату часок, раздавая свои визитки. Из 50
взявших одна позвонила.
- Звонки по чужим объявлениям. Берем журнал "Знакомства" и звоним по
объявлениям брак/знакомства. В первом случае вы даже можете рассчитывать на
гонорар. Только будут это тётки, коим лет за 40. Во втором случае - это почти
сплошь проститутки (салоны или индивидуалки). Им нужны фото для размещения в
интернете/журналах. Но они еще боле подозрительны, чем те, кто звонят по
вашим объявлениям. Зато они, как правило, нестеснительны и "ню" вы
получаете без проблем.
- Обращения в места сборов женщин. Курсы танцев, клубы "кому за 30" и пр.
Честно говоря, не пробовал этот путь, но он мне кажется вполне перспективным.
Только сначала обговорите свою деятельность с женой/тещей ;-)
Подготовка модели
Профессиональная модель идет на съемку "как есть". Она
знает, что в студии есть душ, любая одежда, визажист, еда и пр. В нашем же
случае желательно обговорить такие детали заранее.
- Визажист. Услуги визажиста (в Москве) стоят ~$30 за один образ ($50
за 2-3 образа) у самого недорого мастера. Как вам? Поэтому визажистом будет
сама модель. Любая девушка знает, как накраситься, чтобы выглядеть
привлекательной. Косметику пусть возьмет с собой. С вашей стороны я
посоветовал бы только купить театральный грим (или специальный грим для
съемки), который наносится ровным слоем на лицо для уничтожения бликов и
замазывания мелких недостатков кожи.
- Одежда. Лучше, чтобы модель взяла с собой ворох разной одежды.
Обязательно среди них должен хотя бы один однотонный ансамбль. Остальное - на
ее вкус.
- Предметы. Медвежонок, кукла, игрушка - обычно это советуется для
съемки детей. Но и в случае взрослого человека наличие привычных домашних
предметов на съемке поможет ему расслабиться. Может быть, это будет вязание,
книга, чашка - все это позволяет вам выявить характер модели и решить, как
снимать.
- Контакт. Контакт с моделью - залог хорошего снимка. Если перед вами
не проффи, она обязательно будет стесняться. Напряженно смотреть в объектив,
поправлять одежду и пр. Установите эмоциональный контакт. Выпейте чашку чая с
конфетами, расскажите о себе, узнайте о человеке, который перед вам, покажите
и обсудите ваши предыдущие работы. Расскажите наконец анекдот - только пусть
она улыбнется, почувствует себя комфортно в студии. Иначе ваши снимки будут
годны только на паспорт. Все это нужно делать еще до съемки.
- Что делаем.
- Портфолио. Так называется серия снимков для модельных агентств.
Обычно 10-20 фотографий формата A4 в разных образах (одежды, макияжа).
Обязателен портрет, ростовая фигура, фото в купальнике. Стоимость (в Москве)
от $150. Сразу выясните требование того модельного агентства, куда
предполагается отдать фотографии. Следовать таким требованиям очень трудно,
отчасти из-за того, что модельные агентства предпочитают сами зарабатывать
на таких съемках.
- Кастинг. Вообще-то этим словом называют "живую" выборку моделей.
То есть ряд моделей приглашают для просмотра. Фотографируют, анкетируют для
выбора одной, к примеру, для съемки рекламы шампуня. В нашем случае будем
называть этим словом один лучший снимок. Часто такое нужно для
брачных агентств - у них в каталоге обычно одна фотография каждой
кандидатки.
- Композитка. Этим жаргонным словечком называют в среде модельных
агентств то же портфолио, но сведенное на один лист A4-формата, где обычно
вмещается 4-6 лучших фотографий модели с рамочками и пр.
- Ню. Проще сказать, обнаженка. Имеет более чем столетнюю историю
Сейчас в моде ч/б куски женского тела, подчеркивающие линии тела, при этом
все лишнее убирается в тень. Необходим черный фон и узконаправленная
подсветка. Детали съемки выходят за рамки данной статьи.
Съемка
Рассматривайте снимок только в качестве "сырья" для дальнейшей
обработки на компьютере. При таком подходе вы менее скованы в компоновке кадра;
однако надо знать, что можно, а что нельзя поправить на компьютере - это
приходит с опытом. Советов по параметрам съемки тоже не даю - все же видно на
дисплее. вашего фотоаппарата. Естественно, ставьте максимальное разрешение кадра
на своем аппарате, минимальную чувствительность ISO (для уменьшения шумов),
низкое сжатие. Съемку в RAW или TIFF можно не ставить - так быстрей, а разницы
на студийном кадре вы не заметите. (утомляют меня журнальные статьи: диафрагма
такая, выдержка такая, объектив такой, модель аппарата такая - какая мне
разница? - я же вижу, что получаю сразу и мне нет необходимости
знать, какие там параметры в фотоаппарате) Вообще, я писал статью для того,
чтобы вы могли максимально отвлечься от техники и максимально сосредоточится на
творчестве. . Некоторые общие советы, которые вы можете найти в любом пособии по
съемке портрета (имеется ввиду "постановочный", художественный портрет):
- Снимок должен быть профессиональным, т.е. без резких теней, с естественным
освещением, цветами, проработкой деталей как в светлых, так и темных областях.
- Композиционно согласован. Все детали изображения должны быть на своем
месте. Найдите в композиции главный объект и подчините все остальные детали
раскрытию главной темы.
- Если делаете портрет, предпочтительней "светотеневое" решение. То есть
вспышка сбоку-сверху дает тени, необходимые для выявления объема-линий лица.
Обязательно выше уровня лица, так как лицо, подсвеченное снизу, смотрится
ужасно.
- В случае ростовой фигуры аккуратно выбирайте точку съемку. Если высота
модели ~170 см, а фотографируете вы с 1.5-2.5 м, на снимке будут неизбежные
искажения пропорций. Точка съемки на уровне пояса чуть вверх увеличит длину
ног модели.
- Если решили, что на портрете не должно быть никаких теней, используйте
зонтик на отражение в качестве "рисующего" света или отодвиньте софт-бокс
подальше.
- Если снимаете ч/б "ню", то фон лучше не подсвечивать, снимать на сером или
на черном фоне. В дальнейшем поднимите контраст снимка на компьютере и будет
стильно.
- Иногда доп. вспышка, поставленная на фотоаппарат, позволяет добиться
интересных эффектов. Только используйте "родные" вспышки с zoom-поворотными
головками и регуляцией мощности.
- Фоновая вспышка тоже может использоваться для освещения кадра. Попросите
модель сделать шаг назад, к фону и снимите ее чуть снизу. Фоновый свет сделает
ноги модели 'уже и длиннее. Для портрета тоже небольшая подсветка справа не
помешает.
- Делайте много снимков. Вы же не ограничены пленкой. Больше снимков
- больше выбора в дальнейшем.
- Если модель несмотря ни на что, не может расслабиться, попросите ее
станцевать, пройтись вдоль сцены, попрыгать наконец. А сами поставьте на
фотоаппарате режим "съемка последовательности кадров" и снимайте, снимайте!
Один из несколько десятков кадров обязательно получится хорошим. И необычным!
- Человеку интересен другой человек. Хороший портрет получается тогда, когда
вам удалось "поймать момент", передать в вашем снимке эмоциональное состояние
человека. Прежду чем снимать, подумайте: что вы хотите сказать своим снимком?
Какова основная идея композиции? Какие эмоции, черты характера передать?
- Если вам уж очень хочется снять "ню", а модель отказывается раздеваться,
снимайте ее в купальнике в определенных позах, в которых вы потом сможете
"снять" с нее "лишние" детали одежды. Только осторожно и потом получите
разрешение от нее на такие снимки. Кстати, не обязательно присутствие на
снимке первичных половых признаков для хорошего кадра "ню".
Просмотр кадров
Снимки сделаны, сбрасываем их на компьютер. Если у вас
есть помощник и доп. карты памяти, пусть он займется этим, а вы продолжите
съемку. Я же обычно снимаю на CF-512 мб, в студийной съемке ее хватает на ~300
кадров. Однако все равно время от времени сбрасываю на компьютер, чтобы
посмотреть, что получилось, на большом экране. Пока модель переодевается, на это
есть время.
Сотрите все технически бракованные снимки, сделайте backup оригиналов.
Остальные кадры просмотрите вместе с моделью, выберите лучшие для дальнейшей
обработки, остальные сотрите. Теме обработки посвящена следующая часть моей
статьи.