Домашняя студия. Портреты и обработка, публикация

Олег Палько

Часть 2. Съемка

Фотоаппарат

Чем снимаем. Я, как уже упомянул, предпочитаю фотографировать на "цифру".

Преимущества "цифры":

  1. Сразу виден результат съемки. Имею пленочную аппаратуру, в студии с многими вспышками я буду сначала с флешметром долго выверять расположение и мощность всех источников света для каждой съемки и каждого положения модели. Содержать "мокрую" лабораторию дома для пробников мне не хочется. С цифровым же аппаратом я не думая делаю первый снимок. Не понравился - меняю параметры и делаю новый. 3-4 пробных снимка обычно хватает для настройки.

  2. Поклонников "старой школы" еще много. Их девиз: "Фотография не врёт". То есть как снял, так и печатай. Но даже они были вынуждены ретушировать портреты. Сейчас же в студийной съемке редко кто обходится без дальнейшей обработки снимка на компьютере. Поэтому важна скорость перевода съемки в компьютер. В случае пленочного аппарата я должен нести пленку в проявку, потом ее сканировать (+ ~$200 за приличный слайд-сканер), обрабатывать скан и только потом начинать работать над изображением. Не забудем еще, что в случае пленки я многократно дублирую все кадры для надежности (а "портретная" пленка стоит несколько рублей за кадр), что увеличивает объем проявки и скана.

  3. Конечные кадры я печатаю пока в лабе. Распечатка (бюджетная) в самом высоком качестве на Epson дает результат не хуже, чем в лабе (~20 руб за A4 при разумной экономии при ~40 руб сейчас в лабе). Но при этом отпечатки боятся воды и света, желтые/красные чернила раза в три быстрее кончаются, чем остальные. Форсунки после недели простоя приходится минут 10 чистить и пр. Так что все равно несу в лабу (в Москве предпочитаю "Юпитер") и это не имеет особого преимущества перед пленкой. Но бывает надо сделать фото быстро, тогда цифра незаменима.

  4. Просмотр-выборка кадров с моделью. Поиск лучших кадров для дальнейшей обработки. После съемки садимся перед компьютером с моделью и начинаем выбирать лучшие (с ее и моей точки зрения) кадры. Если бы делал рекламную съемку, мнение модели бы не принималось в расчет. А так возможность ее участия в выборке кадров (для нее же делается!) очень полезно. В случае пленки мне бы пришлось вызывать ее в студию еще раз для просмотра-выборки кадров а потом еще раз для отдачи результата обработки или сначала обрабатывать все кадры (а это 200-300 снимков), а потом уже вызывать.

Недостатки цифры:

  1. Прежде всего, недостаточное разрешение кадра. Я снимаю 4 Мгпкс, этого достаточно для портрета на обложку или для ростовой фигуры для обычного снимка. Но если, я к примеру, хочу в ростовой фигуре выделить лицо для портрета, всё, разрешения уже не хватает. Хотелось бы 6 Мгпкс, а 8 меня бы удовлетворило на 100% ;-). С хорошей же пленки я всегда могу "вытянуть" ~ 10 Мгпкс.

  2. Цена. "Приличным" для студийной съемки могу назвать аппараты только начиная с 3 Мгпс. Наличие ручных регулировок (чем больше, тем лучше) обязательно. Хороший широкий объектив очень желателен. В результате имеем не такой большой выбор из Canon, Kodak, Casio, Sony "верхней", полупрофессиональной серии. А это от $600. То есть стоимость профессионального пленочного аппарата, да еще на пару объективов останется. С другой стороны, глупо, истратив до $800 на студию, экономить на фотоаппарате. А что вы хотели? Профессиональный результат требует финансовых затрат.

  3. Не недостатки Низкая чувствительность в условиях студийной съемки несущественна - всегда есть возможность поднять мощность вспышки. Отсутствие (как правило) сменных объективов - опять же несущественно при студийной съемке.

Я остановил свой выбор на Canon PowerShot G2. Куча ручных настроек, "горячий" башмак для "родных" вспышек, поворотный дисплей и пр. Приглядывался к аппаратам Sony (уж очень у них объектив хороший, но Memory Stick отпугнул). Вполне подойдут верхние непрофессиональные модели Kodak/Casio/HP/Minolta - сейчас выбор 3-5 Мгпкс камер стал большим. Убедитесь только в наличии синхроконтакта или в том, что аппарат дает единственную вспышку (или две, но можно их разделить по времени).

Поиск моделей

Отдельная небольшая тема. После того, как вы снимете себя и своих родственников/друзей во множестве экземпляров, появиться желание снять профессиональную модель. Сразу скажу, дело это трудное.

Только сначала обговорите свою деятельность с женой/тещей ;-)

Подготовка модели

Профессиональная модель идет на съемку "как есть". Она знает, что в студии есть душ, любая одежда, визажист, еда и пр. В нашем же случае желательно обговорить такие детали заранее.

Съемка

Рассматривайте снимок только в качестве "сырья" для дальнейшей обработки на компьютере. При таком подходе вы менее скованы в компоновке кадра; однако надо знать, что можно, а что нельзя поправить на компьютере - это приходит с опытом. Советов по параметрам съемки тоже не даю - все же видно на дисплее. вашего фотоаппарата. Естественно, ставьте максимальное разрешение кадра на своем аппарате, минимальную чувствительность ISO (для уменьшения шумов), низкое сжатие. Съемку в RAW или TIFF можно не ставить - так быстрей, а разницы на студийном кадре вы не заметите. (утомляют меня журнальные статьи: диафрагма такая, выдержка такая, объектив такой, модель аппарата такая - какая мне разница? - я же вижу, что получаю сразу и мне нет необходимости знать, какие там параметры в фотоаппарате) Вообще, я писал статью для того, чтобы вы могли максимально отвлечься от техники и максимально сосредоточится на творчестве. . Некоторые общие советы, которые вы можете найти в любом пособии по съемке портрета (имеется ввиду "постановочный", художественный портрет):

Просмотр кадров

Снимки сделаны, сбрасываем их на компьютер. Если у вас есть помощник и доп. карты памяти, пусть он займется этим, а вы продолжите съемку. Я же обычно снимаю на CF-512 мб, в студийной съемке ее хватает на ~300 кадров. Однако все равно время от времени сбрасываю на компьютер, чтобы посмотреть, что получилось, на большом экране. Пока модель переодевается, на это есть время.

Сотрите все технически бракованные снимки, сделайте backup оригиналов. Остальные кадры просмотрите вместе с моделью, выберите лучшие для дальнейшей обработки, остальные сотрите. Теме обработки посвящена следующая часть моей статьи.




Предыдущая часть Следующая часть
 Подготовка  Обработка (портрет)



Хостинг от uCoz