Домашняя студия. Портреты и обработка, публикация
Олег Палько
Часть 3. Обработка (портрет)
Итак, съемка завершена, снимки скопированы на компьютер, лучшие отобраны,
пора приступать к обработке. Пусть профессионалы закидают меня тухлыми
помидорами, но я работаю в основном в Corel PhotoPaint. Могу и в Adobe
PhotoShop, но не вижу смысла: все, что я могу сделать в Shop-е, я могу сделать и
в Paint-е. Раньше сдерживало то, что для Shop-а сделано много плагинсов, но
теперь Paint их свободно поддерживает (более того, они у меня лежат в одной и
той же директории для обоих редакторов). Кроме этих "главных" инструментов, я
пользуюсь еще дюжиной для специальных задач - монстры не всесильны. Поэтому в
дальнейшем я не уточняю, в каком из редакторов провожу обработку. (на самом
деле, 90% времени я трачу на обработку снимка кистью с разными параметрами.
Такой инструмент есть во всех граф. редакторах, даже простейших. Главным
инструментом фотохудожника должны быть правильные руки и голова) Еще одно
замечание: конечно, исходные снимки, приведенные здесь в качестве
примера, примерно в 5-6 раз больше по разрешению (или более чем на порядок по
площади кадра). Что очень легко подчас сделать на снимке размером 400x600 пкс,
гораздо труднее на снимке 2500X3000 пкс. Но принципы обработки остаются
неизменными.
Борьба с неоднородным фоном
Если вы подсвечивали фон, то смело можете
пропускать этот абзац. Если фон у вас - часть задумки или вам просто лень с ним
что-то делать, тоже пропускайте это абзац. Иначе попробуем его улучшить. Мне
лично фон на рис. 7 не нравится. И это самый лучший еще вариант - белая
отбеленная разглаженная простынь и самая большая диафрагма для уменьшения
глубины резкости.
Сначала обводим интересующий нас объект. Инвертируем маску, чтобы теперь
работать с фоном. Вариантов у нас три:
- Уничтожение фона, т.е. превращение его в чисто белый. Чревато множеством
артефактов, особенно в области волос (рис. 3)
- Размывание фона (рис. 2). Применяем к фону размывание по Гауссу, в этом
случае артефакты остаются, но в меньшем количестве.
- Экзотический, но тем не менее элегантный. Воспользуемся программой "The
Jpeg Wizard" от Pegasus Imaging Corp. Это одна из немногих программ, которая
умеет сжимать изображения в JPEG с разной степенью сжатия в разных областях.
Загружаем наш снимок, отмечаем "Freeform region"-ом все изображение, затем
"Draw-tool" отмечаем область, которую мы не хотим сильно сжимать. Таких
регионов может быть на снимке несколько (5, включая фон). Затем скролбарчиками
внизу устанавливаем разные коэффициенты сжатия к разным регионам. Для фона
(бэкграунд, то, что не вошло ни в один из регионов) ставим самый высокий
коэфф. сжатия. В результате убиваем сразу двух зайцев: фон размывается, а
снимок меньше занимает на диске (что полезно для публикации в интернете). Не
забудьте, что при любых преобразованиях полученного изображения эффект
теряется.
< При любом выборе снова инвертируйте маску, превратите ее в объект с
вырезанием (в случае Paint) и примените фильтр "Feather" на выделение. Это
поможет грамотно размыть края объекта за счет потери части краев. Затем уберите
все объекты/слои и боритесь с артефактами "клон"-кистью и локальным
размыванием.
 Рис. 1 |
 Рис. 2 |
 Рис. 3 |
 Рис. 4 |
Общая обработка
Для начала нужно кадрировать снимок и убрать в нем
лишние детали. Это могут быть ваши занавески, хлястик от платья или, как в
примере на рис. 5 - лишний локон волос (я выбрал специально далеко не лучший
снимок, зато удобный для примера обработки). Вообще, удалить всегда
проще, чем дорисовать. Помните об этом еще на этапе съемки.
- Белой кистью с прозрачностью 10-20% убираем локон волос слева.
- С помощью "levels" в Shop-е (Contrast Enhancement в Paint) улучшаем
контраст снимка, делая его более "живым". Снимок при этом немного темнеет,
усиливается красный и желтые цвета (доминирующие). Если это нежелательно, с
помощью "Selective Color" в этих каналах понижаем насыщенность.
- Кадрируем. Лицо помещаем в центр, там, куда смотрит модель, даем немного
больше места, если не стоит какая-нибудь другая задача.
 Рис. 5 |
 Рис. 6 |
Растушевка
Как бы мы ни ставили "мягкий" свет, какой бы макияж ни клали,
какой бы "мягкорисующий" объектив ни использовали, на близком портрете неизбежно
будет видна структура кожи. Бугры, прыщики, поры, бородавки, пигментные пятна
способны испортить любой портрет. Самый простой способ борьбы с этой проблемой -
"клон"-кисть. ("штампик" в Shop-е) Но прежде используем общее размытие лица -
так быстрей и получается лучший результат. Итак, вручную отмечаем область лица,
затем исключаем из нее глаза и рот. (рис. 7) Далее на выделенную область
последовательно применяем фильтры "Smart Blur" (2-4) и "Remote Noise" (по
умолчанию 127) Результат - на рис. 8 (вверху до фильтров, внизу
после) Не советую пользоваться этим приемом широкомасштабно: фактически
эти инструменты размывают снимок и уменьшают его разрешение. Кроме того, "smart
blur" (и вообще любое размывание) хоро смотрится на малоконтрастных областях. На
высококонтрастных областях после обработки появятся резкие переходы цвета.
Далее "клон"-кистью замазываем оставшиеся недостатки кожи (на рис. 8 - это
герпес справа на губе и пятнышко выше).
Губы, зубы, глаза, волосы
Зубы делаем белее (если их видно), цвет шуб -
насыщенней, глаза ярче (или вообще меняем их цвет).
Отмечаем губы, вырезаем зубы (см. рис. 9) На полученный объект применяем
тоновую кривую "выгибом" вниз, т.е. затемняем. Если нужно, можно поменять цвет
помады. Тоже самое применяем на зубы, только их мы, естественно, осветляем.
После таких манипуляций на снимке останутся "зубчики" на границах. "Блюрим" их
кистью с эффектом "smear" и прозрачностью 60-90%.
Отмечаем радужку глаза (рис. 10) и кистью с нужным цветом (на снимке
окружность) и прозрачностью 95% пару раз "тыкаем" на маску. На рисунке
используется зеленый цвет, как наиболее популярный у моделей, но можно синий или
даже желтый. "Зубчики" получаются много меньше, чем в предыдущей манипуляции,
"фиксится" по тому же рецепту. Иногда полезно в зрачке убрать отражения от
множественных вспышек (на данном снимке блик виден блик только от вспышки сверху
от отверстия зрачка)
 Рис. 9 |
 Рис. 10 |
Разное
Иногда просят удлинить овал лица. Это просто. Или resample снимка
с параметрами ~90% по вертикали, 100% по горизонтали. Или захватываем в
прямоугольную маску весь снимок и "тянем" вниз. Если места там нет, увеличиваем
снимок за счет белого ("page size" в Paint).
Морщинки. "Клон"-кисть с прозрачностью 80-90%. Вообще все манипуляции на лице
нужно делать осторожно, чтобы не появилось неестественности. Не стоит убирать
мимические морщинки. Осторожно с убиранием родинок, многие девушки очень
обижаются, когда не находят их на снимке.
Волосики на верхней губе. Если область маленькая, "клон"-кисть. В случае
большой области "клон"-кисть даст слишком большое размывание. Помогает
"пересадка" кожи с "чистых" участков лица с помощью копирования областей и
дальнейшая ретушь.
Фон
Если вы остановились на неоднородном фоне, пропускайте этот абзац. В
случае портрета я предпочитаю чисто белый фон. Иначе просто заливаем "белое"
пространство подходящим фоном: облака, занавески, звездочки и пр. Вернемся к
этому вопросу в разделе "ростовая фигура". Окончательный результат см. там же.
Обработка (ростовая фигура)
Снова для примера я беру плохой кадр. В
реальности я бы отбросил его (как и произошло), а если бы не было бы лучших?
Посмотрим, сможем ли мы сделать из него конфетку. Внимательно взглянем на рис.
11. Какие видим недостатки? Первое, что сразу бросается в глаза, снимок "вялый",
неконтрастный. Фон грязноватый. Волосы модели лежат некрасиво, закрывая талию и
при этом открывая правое ухо. На плече из-за платья выглядывает лифчик и там же
какая-то "левая" тень, похожая на шрам. На локте - царапина. Левая нога
повернута некрасиво. Живот выпирает. На талии ненужные складки платья. Далее.
Модели не понравилась ее длина ног, хотя на этом снимке она такая, какая есть в
реальности. Хотела длину ног - надо было вытягиваться. Здесь же она хотела
подчеркнуть фигуру, для чего чуть откинулась назад. И еще не понравился ей цвет
волос - хотела покраснее. Тоже я не виноват, что она к хне не добавила басму ;-)
Начнем обработку. Детали как делается то или иное действие, я опускаю, см. в
разделе "портрет".
- Кадрируем, поднимаем контраст. В желтом и малиновом канале слегка
уменьшаем насыщенность, чтобы ликвидировать излишнюю "желтизну" модели. (См.
рис. 12)
- Убираем шрам на локте, волосы с талии, границу между бумагой-фоном и
плестигласом, бретельку на плече, там же лишнюю тень. На плече подправляем
тени на плече, оставшиеся от лямки. Все с помощью "клон"-кисти.
- Копируем туфель с правой ноги на левую. Вырезаем из нее кончик носка и
слегка поворачиваем его по часовой стрелке (чтобы туфель стал левым)
Корректируем артефакты и тень. Ретушируем кончик правого уха, чтобы не вылезал
за волосы. (рис. 13)
- Усиливаем цвет губ, убираем блик с носа. Глаза делаем зелеными. Поправляем
локон волос в глубине - между локтем и лицом, а также под рукой. Тонируем цвет
волос в красную область - отмечаем волосы "магической палочкой" и 2-3 раза
проводим по ним красной кистью с прозрачностью 95%. Животик уменьшаем, талию
слева углубляем. Заодно ликвидируем лишние складки на платье. Там же чуть
удлиняем волосы, чтобы они не сливались с линией спины. Внизу убираем складку
платья. (рис. 14)
- Вырезаем ноги на линии бедер и вытягиваем их (рис. 15)
- Локон волос между локтем и головой показался слишком прозрачным. Сделаем
волосы там более густыми. Меняем фон. Поскольку объект имеет внутренние
полости, простая заливка сложным фоном не пройдет - доп. заливки в полости не
будут сливаться по рисунку с основным фоном. Поэтому сначала готовим рисунок с
полностью залитым фоном, а потом переносим на него вырезанный объект. Края
объекта обрабатываем фильтром "Feather" и дополнительно кистью с размыванием.
Окончательный результат - рис. 16.
Если вы думаете, что приведенный пример - исключение в работе
фотохудожника, то если бы... После модельной съемки я отбираю 10-20 фотографий и
с каждой примерно вот так вожусь. Правда, на это фото ушло полчаса, а вообще
"укладываюсь" в 10-15 минут. Уверен, можно и быстрее.
С какими еще проблемами и
пожеланиями можно встретиться?
- Увеличение груди. Вырезаем грудь и "тянем" ее как ноги, только
непропорционально. Затем замазываем артефакты, особенно границу между новым
объектом и старой частью рисунка. Все та же "клон"-кисть с прозрачностью
80-90%. Без особых артефактов реально увеличить размер на 1-2 размера.
- Смена цвета одежды. К примеру, лифчик оказался темнее, чем трусики. Думаю,
вы уже сами скажете решение: отмечаем объект, затем красим его большой кистью
нужного цвета с прозрачностью 95%. Или меняем цветовой баланс в объекте.
Вообще, процесс творческий, ограничен только вашей фантазией.