Выставка сочинской художницы Юлии Постовик-Рубарх «Ближние реалии. Живопись. ХХI век». Сочинский художественный музей. 12 августа 2009 - 10 сентября 2009
Выставка проходит: 12 августа 2009 - 10 сентября 2009
Открытие выставки: 12 августа 2009 в 15:00
Адрес: г. Сочи, Курортный пр-т, 51. Тел.: (8622) 622-947
Каждый художник начинается с детства. И совсем неважно, когда конкретно он прикоснулся кистью к бумаге. Важно то, как он видит и воспринимает окружающий его мир, именно это определяет движение и развитие дарования художника. Какое событие, какой человек станет между художником и его холстом, чтобы воплотиться в картину, в портрет – явление очень сложное, трудно объяснимое, и оно возникает только в результате творческой энергии, таланта и любви к искусству.
Мне представляется, что Юлия Постовик-Рубарх, как художник, стала формироваться ещё до учёбы в Харьковском университете. Ведь этому предшествовало желание учиться в Харьковской детской художественной школе, затем посещение лекций в народном институте искусств им. Крупской (Москва). В Харьковский Государственный университет Юлия пришла уже с явным предчувствием того, что она будет делать. Ведь уже в середине 90-х годов юная художница вплотную обращается к достижениям европейских мастеров в области сюрреализма. Юля с детских лет отличается редким трудолюбием. За свою, ещё не очень недолгую жизнь, она создала немало портретов, пейзажей и композиций.
Возможно, именно годы после окончания учёбы, самые трудные. После чёткого расписанного и выверенного годами учебного плана наступает период свободного плавания. После напряжённых лет освоения реалистической школы – не менее трудный путь её продолжения в поисках собственного стиля. На этом пути серьёзное значение приобретают собственные ранние впечатления и воспоминания. Не случайно, молодая художница поставила себе задачу тщательного изучения культурных пластов европейского искусства ХХ века. Она ставила натюрморт и рисовала: то были кубистом, то дадаистом и, чаще всего, сюрреалистом. Постепенно Юлия «сворачивала» в сторону сюрреализма. Наиболее пристально изучала двух художников – Макса Эрнста и Рене Магрита. Самый популярный далиевский сюрреализм не был так близок. Но искусство, несущее характер, концептуальность или некую развёрнутую поэтическую метафору, для неё оказалось чрезвычайно важным.
Отблеск магритовской тревожной таинственности, отчаянного прорыва за грань зримой реальности, лежит на целой серии работ Юлии Постовик-Рубарх, написанных за последние несколько лет: «Сознание Атлантиды», «Сюрреалии музыки», «Весы времён» и другие.
В то же время картины художницы являют собой как бы философский тезис, нашедший для себя визуальное воплощение. Поэтому все формы несколько обобщены и освобождены от закономерных подробностей. Композиции плоскостны, но строго уравновешены, в которых господствуют как абсолютная статичность («Подводный»), так и мощный динамизм («Заточение в форму»).
Однако не легко в картинах перечислить простые, постоянно варьируемые мотивы этих небольших картин: здесь лица, фигуры, мистические пейзажи, с ними соседствующие реальное изображение птиц, зверей, музыкальных инструментов или величественная голова со «всевидящим оком», как в картине «Плоды Гуатамы».
В самом стиле, способе выражения художницы присутствует известная отстранённость, какое-то качество, отделяющее изображение от привычных повседневных ассоциаций.
Пространственно пластическое построение произведений Юлии Постовик-Рубарх наводит читателя в умозрительный мир, где возможны любые, невозможные с точки зрения здравого смысла, события.
Склонность автора к метафизической и сюрреалистической образности, выводящий изображения за грани бытовой реальности, сам её живописный почерк (а он у Юлии есть), неторопливый и обстоятельный, с достаточно гибкими тянущимися линиями мазков, задают тон и тем самым привлекают зрителя.
Живописная поверхность холстов Юлии Постовик-Рубарх плотна и предметна. Фактура вещей, переданная экспрессивным, зачастую рельефным ударом кисти, гораздо активнее, чем цвет, и решительно утверждает осязаемую материальность её ирреального мира.
Любителям искусства напомним, что сюрреализм (в переводе с французского) – над, сверх реализм. Возник в начале ХХ века, главной задачей которого, по «Манифесту сюрреализма» (1924 г.) Анри Бретона, ставилась задача отражения «сверхреальных», алогичных связей объектов реального мира, проявляющихся лишь в подсосзнании человека, либо в состоянии сна. Первая выставка живописцев-сюрреалистов состоялась в Париже в 1925 году. В ней приняли участие Макс Эрнст, Хуан Миро, Андре Масон, Ив Танги. В 30-годы на небосклон сюрреализма взошла звезда Сальватора Дали, который наиболее полно воплотил бретоновский принцип «психического автоматизма», доведя его до полного абсурда.
История сюрреализма – это история скандалов.
В произведениях Юлии Постовик-Рубарх чётко просматривается главный парадокс сюрреализма в изобразительном искусстве, заключающийся в невероятном сплаве утончённого интуитивизма и грубого, примитивного натурализма («Ближние реалии», 2008).
На персональной выставке работ Юлии Постовик-Рубарх будет представлено около трёх десятков картин, характеризующих её творчество за последние 2 года.
Светлана Шелихова,
искусствовед Сочинского художественного музея
10 августа 2009 г