Наивно? Вот и супер
Наталья Яснова
Московский филиал нью-йоркской галереи Гари Татинцяна продолжает знакомить публику с актуальными западными художниками. Вслед за «интеллектуальными объектами» Карима Рашида и скандальными натюрмортами Питера Уиткина в стильно выгороженном выставочном зале на Ильинке открылась выставка датского художника Тала Р "House of Prince" ("Дом принца").
Его художественный псевдоним больше напоминает прозвище какого-нибудь модного Ди-джея. Он и делает своеобразные художественные миксы. Две сотни компактных ромбиков, кружочков и квадратов разрисованы разноцветными красками, разукрашены фольгой и светящимися лампочками, расшиты лоскутами и мулине. Объединенные вместе в единую композицию – «Дом принца» – они издалека напоминают причудливо расшитое одеяло или затейливо сотканный восточный ковер.
Сам Тал Р хоть и согласился с определением кураторов, что все это и есть – «новая европейская абстракция», но крайне раздражается если его берутся сравнивать с Пикассо или Матиссом. Сравнение со вторым напрашивается у критиков чаще – датский художник тоже использует основные цвета и любит народное искусство. И все же никакой он не Матисс. Его «Дом принца» больше всего напоминает расклеивающийся картонный домик – такой, как в детстве мастерили по криво вырезанным лекалам. Краски наложены нарочито неряшливо и лампочки кое-где не докрашены. Похоже, что орудовал какой-то юный гений, а потом соскучился и бросил, так и не доделав свой шедевр.
Тал Р открыто смеется над теми, кто пытается как-то интерпретировать его творчество. В эпоху, когда искусство именуется контемпори-арт, а контекст и концепт стали важнее исполнения, веселый датчанин руководствуется простыми принципами «хочу» и «нравится» и рисует так, как Бог на душу положит. На западе это принято называть «новой искренностью» или «новой наивностью».
Почему-то именно на севере Европы эта самая наивность прижилась лучше всего. Разноцветные поделки Тала Р дарят столь же радостное и приятное чувство, что и простодушные откровения норвежца Эрленда Лу