72 «Языковых листа»
В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка немецкого художника Карлфридриха Клауса (1930-1998) «Письмо. Знак. Жест».
С начала 60-х годов Карлфридрих Клаус (Carlfriedrich Claus) создавал «Языковые листы» – напластования рукописных текстов, визуализирующие социальный, психический и нейронный подтекст поэтического «языка». Художник понимал его не только как читаемую надпись, но также и зачеркивания, аффективные каракули, моторные жесты письма. Интересно, что произведения Клауса похожи на графику его намного более известного современника, американца Сая Твомбли, в отличие от Клауса бежавшего какого-либо концептуального содержания.
«Визуальная энергия» языка в его связи с мышлением – так называет главный предмет работ Клауса куратор выставки Бригитта Мильде.
Карлфридрих Клаус был также одним из первых интермедиальных художников – параллельно с многозначными языковым материалом он создавал акустические работы «Звуковые процессы» – записанные на магнитофон поэтические произведения становились материалом для больших радиокомпозиций.
Работы Карлфридриха Клауса будут показаны в России впервые. Его произведения из-за сложной для восприятия эстетики малознакомы широкой публике, однако среди специалистов и музеев имеют высокий авторитет. Художник жил в ГДР, где не приветствовались его искусство и политические взгляды, близкие к «уклонизму» Эрнста Блоха, а также увлечения историей социальных утопий, Каббалой, христианским мистицизмом и дзен-буддизмом. После 1989 года к художнику пришло признание, а в 1998 году Карлфридрих Клаус скоропостижно умер.
В прошлом году Художественный музей г. Хемниц, где содержится все его наследие, чествовал художника получившей международный резонанс выставкой «Письмо. Знак. Жест. Карлфридрих Клаус в художественном контексте от Клее до Поллока». Часть этой выставки – 72 «Языковых листа» и репрезентативная подборка акустических композиций «Звуковые процессы» – будет представлена в Москве.
Источник: Gif.ru