Суперконфликт на оперной сцене
30 октября в Большом зале московской Консерватории состоится мировая премьера оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова".
Родион Щедрин завершил работу над сочинением, которая началась уже 30 лет назад, по просьбе руководителя Камерного хора Московской Консерватории Бориса Тевлина, сообщает радио "Свобода".
"Для меня это очень важное сочинение, – говорит Родион Щедрин, – потому что долгие годы я хотел подступиться к этой теме – вот того кровавого конфликта, раскола православной религии трехсотлетней давности. У меня уже был целый ряд эскизов, но я понимал, что иду не туда. У меня всегда в центре оказывался Аввакум, и что-то не получалось".
"Я ориентировался более всего на житие протопопа Аввакума, на письма протопопа Аввакума к Морозовой и к сестре ее Урусовой, на Житие боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой, – рассказывает Родион Щедрин. – Это многогранная часть нашей истории, кровавая. Это история нашей страны. Куда мы от нее денемся? Если говорить об актуальности, что это было? Это был религиозный фанатизм. Она отдала сына своего, она презрела богатства, власть, которую она имела над крепостными, во имя следования традиции и той религии, в которой она родилась. Это, конечно, фанатизм, но это и колоссальная внутренняя сила, это суперконфликт для оперной сцены. Меня это больше захватило даже не историческими фактами, которые не могли, конечно, не задеть, а именно эмоциональными градусами всей этой истории".
Из инструментов композитор оставил трубу, литавры и ударные и заменил оркестр голосами. В исполнении сочинения примет участие Камерный хор и солисты. Партию боярыни Морозовой исполнит меццо-сопрано Лариса Костюк, протопопа Аввакума – австралийский тенор Эндрю Гудвин, за царя Алексея Михайловича ответит бас Михаил Давыдов, а за княгиню Урусову – Вероника Джиоева.