Новая экспозиция XX века в Третьяковке
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась постоянная экспозиция искусства XX века в новом варианте.
Третьяковка — единственный музей в России, где имеется постоянная экспозиция искусства XX века. Ее первый вариант возник в конце 1990-х и отличался известной прямолинейностью: авангард постепенно сменялся соцреализмом, а с началом оттепели советское искусство попросту расходилось по двум анфиладам, слева — нонконформисты, справа — официоз, пишет КоммерсантЪ.
Но вот к 150-летию Третьяковки эту спорную экспозицию решили переделать. Первые две части новой версии — начало (авангард 1900-1920-х годов) и конец (актуальное искусство от Франциско Инфантэ до Олега Кулика) — открылись в мае прошлого года, и это были лучшие музейные экспозиции в Москве.
Теперь вслед за конструктивизмом идет зал неоклассиков: Кузьма Петров-Водкин, Василий Шухаев, Александр Яковлев, Борис Григорьев. За ними во всей красе — плакатно-злободневная живопись "остовцев" с Александром Дейнекой во главе. Потом идет зал "русского зарубежья" с дадаистом Сергеем Шаршуном, сюрреалистом Павлом Челищевым и поздними эмигрантскими картинами Натальи Гончаровой. После этого, естественно, ожидаешь чего-то на тему "авангард, выживающий в подполье": живописи ушедшего во внутреннюю эмиграцию Роберта Фалька и лагерных рисунков Михаила Соколова. Но не тут-то было.
"Внутренние эмигранты" вроде Фалька неожиданно оказываются в компании со сталинскими академиками, товарищами Иогансоном и Лактионовым. Дальше — просто триумф соцреализма: в большом угловом зале вывешены и герасимовские "Два вождя после дождя", и многометровые блокбастеры на тему встречи вождя народов с лучшими людьми советской страны, а еще крутят фильм про конкурс проектов Дворца Советов.
Хрущевская оттепель начинается в Третьяковке не с "абстракцистов" студии Элия Белютина, обруганных генсеком в Манеже, а с салонно-сладкой "Весны" Аркадия Пластова. В конце этой эстетически неразборчивой экспозиции появляется и нынешний президент Академии художеств Зураб Церетели со своими дарами к юбилею Третьяковки.