«Леди Макбет» из Латвии в Москве
«Леди Макбет Мценского уезда» в постановке художественного руководителя Латвийской Национальной оперы Андрейса Жагарса — первый спектакль гастролей театра в Москве. В осовремененной, гротескной, диссонирующей постановке заняты лучшие солисты Латвийской оперы.
Репетиций мало, а массовых сцен много, и они требуют последних уточнений. Кроме того, необходимо проверить технические приспособления и раздать реквизит. Судьба оперы Шостаковича в России необычна. Порядка восьмидесяти спектаклей было сыграно в Москве и Ленинграде до статьи «Сумбур вместо музыки». После этого была долгая пауза, а в последние годы опера стала вновь появляться в репертуарах театров. «Совершенно новое слово в оперной литературе началось с "Леди Макбет" Шостаковича. И сейчас эта опера в музыкальном смысле не менее интересна, чем была тогда», — замечает дирижер Гинтарас Ринкявичюс.
Андрейс Жагарс перенес действие оперы во времена, близкие к современности. Однако глубинный смысл произведения от этого не изменился. Тоскливая жизнь, уродливые люди. Среди них — незаурядная личность Катерина Измайлова. Она единственный персонаж оперы, которому автор сочувствует, пытается если не оправдать, то хотя бы объяснить ее страшные поступки. Однако убийства мужа и свекра оправдать нелегко. «Мне не трудно убивать Зиновия, это я понимаю. Может так надоесть… но долго не могла Бориса убить. Там слова есть: "Давай сюда грибки", и тогда он сам так захотел», — признается исполнительница роли Катерины, солистка Латвийской Национальной оперы Айра Руране.
Опера сложна и психологически и вокально. «Здесь трудно, мелодии нет, одни скачки. Как балетные говорят, на артерии», — замечает солист Латвийской Национальной оперы Александр Антоненко. Одна из самых сложных опер ХХ века появилась на сцене театра в прошлом году и стала одной из любимых постановок артистов.