Произведения Императорского фарфорового завода в Москве
Армия, флот и фарфор на страже государственных интересов. Сегодня в Успенской звоннице Московского Кремля открылась выставка «Под царским вензелем». О шедеврах Императорского фарфорового завода из собрания Эрмитажа
Фарфор и империя, хрупкость и сила — вот исторически сложившийся дуэт. Императорский фарфоровый завод был неразлучным спутником становления России как великой европейской державы. Мечта Петра Первого о постройке отечественной фабрики по производству фарфора была воплощена в жизнь его дочерью Елизаветой Петровной. Рецепт «чистого порцелина» был разработан отечественным ученым Дмитрием Виноградовым.
На выставке в Успенской звоннице представлены более трехсот экспонатов, каждый из которых является шедевром. «Выбирали наши хранители, выбирали вместе с нашими московскими коллегами. Получилась история с императорскими именами, потому то это Императорский завод, и это делалось на императорский заказ», — рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Ретроспектива охватывает период с момента открытия Фарфорового завода в 1744 году и до 1917 года. Каждый исторический период, связанный с тем или иным императором или императрицей представлен самыми эффектными произведениями. Царские сервизы: «Собственный», «Орловский», «Арабесковый» или «Ялтинский», который был посвящен путешествию Екатерины в Ялту в 1787 году и прославлял Россию как морскую державу. Чайная и кофейная посуда разных эпох. Есть на выставке несколько экспонатов, которые никогда не покидали стен Эрмитажа. Например, расписная столешница «Сибирская флора». Она имеет необычайно большой для фарфорового пласта размера — 119 сантиметров в диаметре. Или чернильный прибор Павла Первого, в украшении которого отражены самодержавные амбиции императора. Основная концепция экспозиции: в небольшом пространстве показать многое и рассказать о многом.
«Мне очень нравится экспозиция. Действительно, фарфор заиграл. Его очень трудно показывать. Здесь открыли окна. В музее, чтобы открыть окна, чтобы был свет, белый свет… И фарфор играет — вот так и надо показывать фарфор», — заметил Михаил Пиотровский.