Кто такие кубанские казаки?
В честь 70-летия Краснодарского края в Концертном зале имени Чайковского состоялся грандиозный концерт Кубанского казачьего хора под управлением народного артиста России Виктора Захарченко. Выступления этого хора порой напоминают неудержимую кавалерийскую атаку. На сцене одновременно работают до ста двадцати артистов, и ни один не теряется на общем фоне. Каждый способен солировать.
Из разнообразного репертуара Кубанского казачьего хора понять, чем кубанские казаки отличаются от других, нелегко. Украинский фольклор достался им от предков — запорожских казаков, русский — от казаков донских, а бурки и папахи позаимствованы у соседей с Северного Кавказа. Только усы свои, правда члены коллектива ухаживают за ними по-разному.
На сцену кубанские казаки выходят с флагами, однако определить происхождение герба на флаге затрудняются. На концертном заднике Кубанского казачьего хора можно распознать историческую перспективу. Цифра «215» напоминает о дате подписания Указа о передаче кубанских земель запорожским казакам, «197» — о дате, от которой коллектив решил отсчитывать свою историю. В 1810 году протоиерей Кирилл Россинский создал Войсковой певческий хор для богослужения при местной соборной церкви. После революции руководители хора эмигрировали в Югославию, но в 1937 году Сталин приказал кубанскому и донскому казачьим хорам снова быть. На этот раз речь шла не о богослужениях. Как известно, в фильме Пырьева кубанские казаки фольклорных песен не поют.
Виктор Захарченко руководит хором с 1974 года, и недолюбливает аутентичный фольклор. «Фольклор на сцене должен быть переосмыслен, как его переосмысляли классики — в их обработках», — считает худрук. Виктор Захарченко не только делает музыкальную обработку фольклорных песен, но и сам пишет музыку для песен на слова Рубцова и Есенина. Есть в репертуаре казачьего хора и песня Пахмутовой на стихи Добронравова, и романс Свиридова.
Дарья Ли