В память о Марке Вайле
«Я открываю новый сезон завтра, что бы ни случилось…». Это были последние слова режиссера Марка Вайля. Создатель легендарного театра «Ильхом», он ставил спектакли по всему миру — от Ташкента до Сиэтла. Его последней работой стала «Орестея». Однако накануне премьеры Марк Вайль трагически погиб. Сегодня — сорок дней со дня его смерти.
Про него говорили: «солнечный человек». С ним любили работать актеры, а зрители, однажды пришедшие на его спектакль, становились поклонниками театра Марка Вайля. «От него исходила энергия, не как от мэтра, к которому мы привыкли, а как от абсолютно реального живого человека, с которым действительно интересно», — рассказывает заслуженная артистка России Евгения Крюкова.
Его театр «Ильхом» стал первым профессиональным негосударственным театром. Он существует с 1976 года и известен во многих странах мира. Каждая работа театра — это экперимент, зачастую опережающий время. Марк Вайль, всегда работал в свободном стиле. «Хотел бы я работать в этом театре? Наверное, хотел бы. Он по мне. Он молодежный, но не студенческий, а какой-то очень мудрый. В нем и взрослые актеры были. Он странный театр очень взрослых, но с мышлением очень юношеских актеров», — считает народный артист России Александр Леньков.
Театр по Вайлю — это, прежде всего искусство. «Вопрос стоит: нужно ли обществу искусство? Обществу искусство нужно, потому что это единственная, до сих пор существующая некая живая энергия, которая, в общем, отражает подсознательные моменты человека, которая приближает человека не к прямым сюжетам, хотя искусство часто опускается до этих прямых сюжетов, не до иллюстрации, а залезает в наши внутренние миры, в наши сны, в наши фантазии», — говорил Марк Вайль.
Над спектаклем «Орестея» по пьесе Эсхила режиссер работал весь последний год. В постановке соединены слово, игра, хоры рок-музыки, мультимедиа. «Орестея» «Ильхома» — это игра со зрителем в многомерном эсхиловском пространстве, в триединстве времени, места, действия. Премьера была назначена на 7 сентября. Она состоялась в память о Марке Вайле.