К Юбилею Франчески Ярбусовой
Художник-мультипликатор Франческа Ярбусова предпочитает находиться в тени своего мужа — известного режиссера Юрия Норштейна. Их жизнь — это беспрерывное совместное творчество и нежная зависимость друг от друга. В канун юбилея Франчески Ярбусовой эксклюзивное интервью «Новостям культуры» дал Юрий Норштейн.
Они вместе учились в художественной школе. Он слышал, что где-то рядом есть девочка с длинной косой. Она знала, что рядом постигает искусство живописи рыжий мальчик. Они вместе оказались на «Союзмультфильме». «Тогда Франческа поразила меня своим качеством рисования. Еще больше она меня поразила на фильме "Пойди туда, не знаю куда". Там надо было написать лес, и я обратил внимание, что она совершенно спокойно пишет деревья, не заглядывая ни в атлас, ни в учебники», — вспоминает Юрий Норштейн.
Дедушка Франчески был лесником, папа — биофизиком. Он с раннего детства водил дочку гулять по лесу и рассказывал о природе вещей. «Это откликнулось в "Сказке сказок". Потому что мне не надо было объяснять Франческе: здесь дикие травы. Я уже знал, какие она нарисует, и если я говорил, что здесь у крыльца должны быть цветы, чтобы в них ночь была, я уже знал, что она это сделает», — продолжает Норштейн.
В «Сказке сказок» особенно заметно переплетение их биографий. Франческа выросла на московских пустырях. Она брала кусок хлеба и гуляла там, куда свозили все, что было изуродовано войной. Юрий жил в Марьиной роще, в старом, отштукатуренном доме — очень художественном, как он сам говорит. «А напротив стоял дом деревянный. Этот дом невероятно живой по конструкции, и я его Франческе нарисовал, а уже потом она его сделала тем, чем он стал в фильме», — добавляет режиссер-мультипликатор.
Франческа — единственный художник всех его фильмов. Другие не выдерживают натиска Норштейна. «Я не предполагал, какая это будет тяжелая доля, тяжелая для нее. Потому что я очень взрывной человек, и если я быстро не получаю результата, я начинаю орать, как сумасшедший. Она, напротив, спокойная, а мне нужно, чтоб немедленно все появилось, и это трудное состояние», — признает Норштейн. Однако когда наступает момент гармонии, говорит он, Франческа работает с невероятной скоростью и делает потрясающие вещи.