Сергей Кудрявцев о фестивале «Золотой минбар»
В студии «Новостей культуры» о фестивале мусульманского кино «Золотой минбар» рассказывает кинокритик Сергей Кудрявцев.
- Кинематограф мусульманского Востока — это пока еще экзотика, или полноправная часть мирового кинематографического процесса?
- Может быть, термин не употреблялся в таком смысле — кино мусульманского Востока. Но, например, иранское кино на протяжении уже двух десятилетий высоко котируется в мире, побеждает на самых разных кинофестивалях — от Берлина до Канна. Поэтому я считаю, что это очень важная составная часть мирового кинопроцесса.
- Нет ли в самом понятии «фестиваль мусульманского кино» некоего подтекста, который подчеркивает его некоторую обособленность?
- Если проводятся другие фестивали — православного кино, католического, — то почему не может быть мусульманского? Все вероисповедания, все религии имеют равные права на существование. Поэтому вполне может существовать фестиваль мусульманского кино.
- Так уж сложилось, что моду в мировом кинематографе задает Голливуд. Насколько актеры с Востока, по Вашему мнению, могут быть востребованы и конкурентно способны на Фабрике грез?
- В последнее время все чаще появляются актеры и с Арабского Востока, и из Ирана. Можно вспомнить, что в свое время замечательную карьеру в Голливуде сделал египетский актер Омар Шариф, который снимался и в «Лоуренсе Аравийском», и в «Докторе Живаго» играл Юрия Живаго. Из последних — на «Оскар» номинировалась иранская актриса Шохре Агдашлу, сыгравшая в фильме «Дом из песка и тумана». За главную женскую роль в этой картине она номинировалась на «Оскар». Есть еще популярный телевизионный актер, также снимающийся в кино Тони Шалхуб, правда, американцы произносят его на свой манер — Тони Шалуб. Успех этих исполнителей свидетельствует о том, что вполне можно сделать карьеру и в Голливуде.