В лабиринтах книжной ярмарки
Московская Международная книжная выставка-ярмарка продолжает свою работу. Несмотря на то, что большинство ее посетителей интересуют именно книжные новинки, не стоит забывать, что выставка — это еще и грандиозное культурное мероприятие с массой интересных встреч.
Чтобы обойти все павильоны, не хватит одного дня. Выставка — это событие статусное. На ней представлены не только книжные новинки, но и авторы собственной персоной. Историк Светлана Кузьмина в серии «ЖЗЛ» представляет книгу об адмирале Корнилове. Герой Крымской войны, тактик и стратег, выступавший за отмену телесных наказаний в армии, стал прототипом героев Льва Толстого в «Севостопольских рассказах». «В таком виде никогда не издавалось. Были статьи, короткие зарисовки», — замечает Светлана Кузьмина. Светлана двадцать лет работала в архивах Новороссийска, Севастополя и Москвы, защитила диплом и диссертацию.
В поисках нужной книги главное не заблудиться в лабиринтах ярмарки. От разнообразия факсимильных карт, атласов, редких книг и альбомов рябит в глазах. Есть на выставке даже первый план Санкт-Петербурга, выпущенный к пятидесятилетию города. «План Трускотты — из девяти частей и двенадцать гравюр Махаева», — замечает участник Международной книжной выставки Марина Будюкина. Книга весит двадцать килограммов. Она не издавалась двести пятьдесят лет. Теперь многие исторические здания можно увидеть только на махаевских гравюрах.
Среди гостей выставки — китайская делегация. За круглым столом писатели и критики Поднебесной говорили о роли литературы и ответственности писателя в обществе. «У нас не принято критиковать писателя. В нашей стране рецензии служат больше для рекламы и продвижения книги на рынок», — считает китайский критик У Бинзе.
Настоящее столпотворение творилось около новой книги Евгения Гришковца. В новой книге «Следы на мне» Гришковец рассказывает о своей юности. Чтобы раздать автографы всем желающим, двух часов не хватает, но публика терпеливо ждет. Это четвертая книга Гришковца, не считая сборника пьес. Он уже обещает роман. За три писательских года Гришковец подзабыл театр, но прощаться со сценой не намерен. У него в планах очередной моно-спектакль.
Елена Ворошилова