Клод Лелуш. Роман с кинематогрофом
Режиссер Клод Лелуш предпочитал собственноручно писать сценарии к своим фильмам и сниматься в них. Жемчужиной его кинематографической коллекции стала лента «Мужчина и женщина». Сегодня Клоду Лелушу исполнилось семьдесят лет.
Он сам может снять сложные сцены ручной камерой, поработать суфлером для своих актеров, показать, как надо петь, и даже продемонстрировать великолепный удар в гольфе. «Я стал режиссером, по сути, в восемь лет. Именно тогда отец подарил мне восьмимиллиметровую камеру на день рождения. Я постоянно таскал ее в школу, снимал свою учительницу, одноклассниц — да, в основном женщин. Приятель моего отца работал оператором. Он дал мне несколько советов, и вскоре я сам смонтировал свой первый документальный фильм — "Зло века". Он был о войне», — рассказывает Клод Лелуш.
Родители надоумили Клода отправить фильм в Канны. Там его любительскую ленту признали «лучшим дебютом года». Тогда ему было четырнадцать. Выйти на сцену Каннского фестиваля ему суждено было только через пятнадцать лет — чтобы получить главный приз за ленту «Мужчина и женщина». В промежутке между этими победами он снимал рекламные и документальные фильмы, с камерой катался по миру. Он успел побывать и в Москве, где оказался на съемочной площадке фильма «Летят журавли». Есть легенда, что именно по рекомендации двадцатилетнего Лелуша директор Каннского кинофестиваля заинтересовался картиной Михаила Калатозова. «Честно, у меня получается снимать только фильмы о любви. К теме войны я особенно больше и не вернулся, хотя еще ребенком пережил оккупацию и концлагерь, куда нас отправили вместе с мамой», — замечает Лелуш.
Кинематограф по Лелушу — это набор мелодраматических па под изящный французский шансон. В этих фильмах непременно есть любовь и танцы. В своих последних фильмах Лелуш нередко появляется на экране. Он играет самого себя. Критики не особенно жалуют Лелуша. О фильме «Мужчина и женщина» говорили, будто режиссер внес эстетику «новой волны» в шаблоны жанрового кино. Кроме того, были уверены, что Лелуш так и останется режиссером одного фильма. Однако, у него их уже больше пятидесяти, и останавливаться он не собирается.