К 105-летию со дня рождения Михаила Яншина
Сегодня исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося российского актера Михаила Яншина. Он поступил в школу Второй Студии МХТ в 1922 году, учился вместе с Хмелёвым, Кедровым, Ливановым. Яркое комическое дарование актера раскрывалось в каждой роли. Он сыграл Добчинского в «Ревизоре», Петрушу в «Горе от ума», а роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» вошла в историю отечественного театра как одна из самых интересных интерпретаций этого булгаковского персонажа.
Последним спектаклем, в котором выходил на сцену МХТ Михаил Михайлович Яншин, стал знаменитый «Соло для часов с боем». «Уникальнейший артист, интеллигентнейший, обладал таким талантом, пластичностью, музыкальностью», — вспоминает народная артистка России Ирина Мирошниченко.
До войны Михаил Яншин, не оставляя работы в МХТ, возглавлял театр «Ромэн», а с 1950 по 1963 годы, был главным режиссером Драматического театра имени Станиславского. Кроме того, именно Яншин был одним из главных инициаторов приглашения в МХТ Олега Ефремова. «Если что-то он не принимал, то не принимал страстно, остро, отстаивая свою позицию», — замечал Олег Ефремов.
Страстность проявлялось во всем — и в невероятной любви к лошадям, и в азарте футбольного болельщика. Гример Анатолий Чирков вспоминает, как перед каждым спектаклем Яншин обязательно заходил в гримерный цех, здоровался со всеми и нередко спрашивал: «Ну как там "Спартак"?». «Любил слушать футбол по радио. Когда у него спектакль, на стадион пойти не может, так он к нам в цех приходил — только у нас было радио — и слушал трансляцию», — рассказывает заведующий гримерным цехом МХТ Анатолий Чирков.
Яншин в роли Чебутыкина в «Трех сестрах», в роли сэра Питера в «Школе злословия» или в роли Маргаритова в спектакле «Поздняя любовь» все эти спектакли стали театральной классикой. Он много снимался в кино, но Художественный театр как явление и как особый пусть в искусстве с первого до последнего дня оставался смыслом жизни актера.