Музыка Карла Орфа и лирика эпохи Возрождения
Известный скрипач и дирижер Максим Федотов считает, что исполнение сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» — всегда событие. Ровно пятьдесят лет назад премьера «Песен Баварии» ошеломила советскую публику авангардной новизной. Кантата не утратила своей магической энергетики и по сей день. Оркестр «Русская филармония», возглавляемый Федотовым, и Капелла имени Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка объединились для исполнения этого грандиозного сочинения.
Максим Федотов всего второй год возглавляет симфонический оркестр «Русская филармония», однако он не боится сложных, крупных произведений и даже тяготеет к ним. Год назад он дебютировал с «Реквиемом» Верди, а на этот раз представляет знаменитую «Кармину Бурану» Карла Орфа.
«Кармина Бурана — удивительное сочинение. Оно охватывает огромный исторический отрезок. Оно было написано на стихи эпохи Возрождения из рукописного сборника, найденного в Баварском монастыре в XIX веке. «Написано под влиянием средневековых песнопений, средневековых жанровых сцен, ритмов, но сотворено в свободной, красивой и ультрасовременной форме»,— замечает народный артист России Максим Федотов.
Удивительным образом «Кармина Бурана», несмотря на свой почтенный возраст, остается очень современным сочинением. Премьера состоялась семьдесят лет назад. Главное действующее лицо кантаты Карла Орфа — конечно же, музыка, но у Кармины бураны есть и сюжет, пересказать который не представляется возможным. «Это как большой захватывающий сериал, где много серий, но все вокруг нескольких тем идет. Тут и любовь, и драма, фортуна, рок, невообразимые истории…», — продолжает Федотов.
Поется все на латыни, старофранцузском, старобаварском языках. Это лишний раз доказывает: если музыка завораживает, слово не нуждается в переводе.
Елена Озерова