Смешной человек с серьезным лицом
При упоминании имени Эраст Гарин, всплывает образ доброго и по-детски наивного Короля из киносказки «Золушка», с его смешной угрозой «Ухожу в монастырь!». 10 ноября исполнилось 105 лет со дня рождения Эраста Петровича Гарина — актера и режиссера, который в историю театра и кино вошел под маской «смешного человека с серьезным лицом».
К своему актерскому величию Эраст Гарин относился с иронией. Играя комичных тиранов в фильмах по сказкам Шварца «Обыкновенное чудо», «Золушка» и «Каин ХVIII», он мечтал о роли трагического тирана — шекспировского Ричарда Третьего, но так его и не сыграл, потому что рано остался без Мастера. Он был любимым учеником Мейерхольда, его Чацким, Хлестаковым, Гулячкиным. «Ученик Чародея» — так назвал свою книгу о Гарине Андрей Хржановский.
Занятия биомеханикой навсегда отпечатались в гаринской пластике. «Вот так закручивал ногу за ногу, и говорил: "Давайте погнием!". Это значило: порассуждаем о том, что мы играем», — рассказывает народная артистка СССР Вера Васильева. Она играла в спектакле «Тень», поставленном Гариным в Театре Сатиры в 1957 году. В том же году он приступил к репетициям Ричарда Третьего в Театре Киноактера, где за год до того восстановил спектакль Мейерхольда «Мандат» по пьесе Эрдмана. «Легендарный случай: на этот крайний север к Эрдману приехал пароходом Гарин, и к вечеру уехал обратно», — замечает Юрий Любимов.
Гарин всю жизнь разрабатывал свою актерскую маску. Маленький человек, одержимый пафосной риторикой, узнаваем в любой его роли.
Диапазон гаринской актерской маски был огромен. Зрителю Гарина приходилось смеяться над довольно мрачными шутками. «Жена могла сказать: "Эрастик, съешь творожок, тебе доктор прописал". А он отвечал: "Только после кремации"», — замечает режиссер анимационного кино Андрей Хржановский. Голосом Гарина говорил и главный ипохондрик отечественной анимации — ослик Иа из мультфильма про Винни-пуха.
Дарья Ли