Музыка Эдуарда Артемьева московской осенью
Композитора Эдуарда Артемьева называют отцом-основателем российской академической электронной музыки. В 1960 году он был одним из первых энтузиастов, создававших музыку на первом советском синтезаторе АНС, названном так по инициалам Скрябина. Кроме того, Эдуард Артемьев известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Предстоящему семидесятилетию композитора посвятила концерт Ассоциация электронно акустической музыки. Концерт прошел в зале Дома композиторов в рамках 29-го международного фестиваля современной музыки «Московская осень».
На концертах электронно-акустической музыки сцена часто пустует. Большинство сочинений представлены в записи. В руках у слушателей звукозаписывающие устройства. На диске записаны фрагменты из новой оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание». Слова для англоязычного варианта оперы написал Тим Райс, автор текстов рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда». За постановку возьмется Андрей Кончаловский, как только закончит работу над фильмом «Щелкунчик», в котором тоже без музыки Артемьева не обошлось.
Для сочинения «Комар» Виталий Голутва записал писк самых разнообразных кровососущих насекомых. Кроме его сочинения, в программе концерта — произведения Артема Васильева, Александр Бердюгина, Андрея Андерсена и Тараса Буевского. Творчество многих из них продолжает традицию Артемьева. «Тот глубокий мелодизм, его сразу можно услышать, — это и есть традиция Артемьева», — замечает композитор Анатолий Киселев.
Первый концерт Ассоциации, основанной Эдуардом Артемьевым, Анатолием Киселевым и Владимиром Комаровым, состоялся тоже в Московском доме композиторов семнадцать лет назад. «Инженеры дали нам возможность играть с пространством. Неизведанное и страшно завлекательное», — говорит Артемьев.
Акустика — это музыкальный резерв, который до сих пор не используется композиторами в полной мере, считает Артемьев. Технические изобретения пока опережают композиторскую мысль. Так же, как звучание опережает иллюстративный ряд на концерте в Доме композиторов.