Науму Клейману — 70!
1 декабря исполнилось 70 лет Науму Клейману. Выдающийся киновед, исследователь творчества Сергея Эйзенштейна, главным делом своей жизни считает создание Музея Кино. И свой день рождения он встречает на рабочем месте — в мемориальной квартире Эйзенштейна на Смоленской набережной. Рассказывают «Новости культуры».
Эта квартира — второй дом Наума Клеймана. Именно здесь и началась история Музея Кино. Когда вдова Эйзенштейна передала права на квартиру Союзу кинематографистов, ответственным назначили Клеймана, известного «эйзеномана»… Здесь, в этом доме, нет ничего случайного. За каждой обложкой, автографом или сувениром — кроется своя история.
Наум Клейман, директор Музея кино: «Это та лошадка, которая натолкнула Эйзенштейна на теорию цветового кино. В разговоре с карикатуристом Жаном Эфелем он объясняет, в чем функция цвета, и вот эти пятна красные — метафора выражения в народном сознании — лошадь в яблоках».
Любовь к кино — это, конечно же, из детства. Наум Клейман вырос на Урале. Отсутствие театров и концертных залов восполняли кинотеатры. Учителя не только закрывали глаза на то, что школьники сбегали из-за сеанса с уроков, но и устраивали совместные обсуждения.
Наум Клейман, директор Музея кино: «Тогда даже на афишах имена режиссеров не писали, и дело школы было углубить наш интерес. Они обращали внимание не только на сюжет, а что за ним стоит. Кино для нас было, как окно в большой мир, которое, как волшебный ковер-самолет переносило нас в другие города, страны, эпохи».
Теперь он сам — учитель: показы классики, редкого кино, артхауса, обсуждения до и после. Многие из молодых людей — постоянных посетителей Музея кино — превратились теперь в его героев. Илья Хржановский, Андрей Звягинцев…
Наум Клейман, директор Музея кино: «У нас хорошие детишки. Каждый приносит в подарок музею свои фильмы — теперь на dvd, а иногда и на пленке. И для нас это очень приятно, у нас есть даже целая секция — фильмы детей».