К 125-летию Игоря Стравинского
Крупнейший композитор двадцатого века, создавший неповторимый музыкальный язык. 125-летию Игоря Стравинского посвящается фестиваль, который открывается сегодня в Большом зале Московской консерватории. В его программе — камерные вечера и симфонические концерты, в которых прозвучат сочинения не только самого Стравинского, но также Йозефа Гайдна, Карла Орфа, композиторов нововенской школы — словом композиторов, кого имел в виду Стравинский, когда говорил, что он вобрал в себя всю историю музыки.
Игорь Стравинский прожил почти девяносто лет. Он даже общался с Римским-Корсаковым. «Он был очень чистым человеком в очень не эстетичный период русской истории. Я научился у него форме и оркестровке», — признавался Стравинский. «Я мальчишкой был, когда Стравинский приезжал. Я хорошо это помню. Помню трансляции, он дирижировал Фейерверком. Он умер только в 1971 году», — замечает заслуженный артист России Анатолий Левин, который часто работал со Стравинским. Сегодня Левин открывает фестиваль, посвященный 125-летию Стравинского. В этот концерт наряду с музыкой Стравинского Левин включил сочинения Гайдна. Неделю назад Геннадий Рождественский в один вечер исполня Стравинского и Гайдна. Что-то, безусловно, роднит этих композиторов. «Черты мировоззрения, стройность всего творчества. В каждом сочинении совершенство и разнообразие форм», — полагает Левин.
В творчестве Стравинского выделяют несколько периодов: русского фольклора, неоклассицизма, додекафонии, а Гайдн — только венский классик. «Я бы не сказал, что Стравинский более оригинален, чем Гайдн. Просто мы Гайдна очень мало знаем. У него нет похожих двух даже рядом стоящих симфоний. Невероятно разнообразен и неисчерпаем», — добавляет Анатолий Левин. В этом можно будет убедиться на концерте-открытии фестиваля, а, кроме того, просто послушать редко исполняемые сочинения: 85-ю симфонию Гайдна, его Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром и Симфонию Псалмов Стравинского.
Елена Озерова