Московский бенефис Николая Цискаридзе
21 декабря фестиваль «Русские сезоны. XXI век» эффектно завершился бенефисом Николая Цискаридзе. Премьер балета Большого театра вышел на сцену Театра Станиславского и Немировича-Данченко в трех одноактных балетах: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и «Шехеразада». Бенефис прошел в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
Это был первый московский бенефис Николая Цискаридзе. Премьер Большого танцевал три самых скандальных балета дягилевской антрепризы. «Видение розы» впервые был показан в декорациях, задуманных Бакстом. Анна Нежная воссоздала пятнадцатиметровый павильон по архивным фотографиям декораций, сделанных для маленькой сцены Монте-Карло, и адаптировала их к новому пространству.
Цискаридзе не любит просто концертные номера. Он признает фундаментальные постановки. В собственном бенефисе артист пошел на рекорд, исполнив две миниатюры и одноактный балет. «Мне всегда интересно быть первым. Люблю быть в авангарде», — признается премьер. Владимир Спиваков называет это проектом дружбы. С Цискаридзе они знакомы давно, но совместный проект делали впервые.
«Послеполуденный отдых фавна» был интригой вечера. Впервые этот балет был поставлен в 1912 году в Париже, и с тех пор его никто не танцевал. Сто двадцать репетиций понадобилось Нижинскому, чтобы сделать спектакль. Цискаридзе так долго репетировать не мог. На премьере в Париже разразился скандал. Облегающее трико и фривольная пластика фавна расценивалась как перчатка брошенная в лицо. Современной хореографии этого не понять. Бенефис Цискаридзе как дань памяти великим — Вацлаву Нижинскому и Сергею Дягилеву. В этом году легендарным «Русским сезонам» исполнилось сто лет.
Елена Ворошилова