Музы Большого театра
Благосклонность муз — несомненно, один из секретов успеха Большого театра на протяжении всей истории его существования. Сегодня на Новой сцене Большого театра открывается выставка уникальных фотографий Кирилла Курганова, которая называется «Музы Большого театра».
Он снимал в Большом несколько ночей подряд. Кирилл Курганов был в театре до прихода строителей. Триста фотографий уже стали историей Большого. «Демонтаж начался, появилось место для съемки, до этого невозможно было снимать», — отмечает фотограф.
Аполлон и девять муз всегда украшали плафон Большого, и лишь немногие знали историю холста. Музейщики называют это «температурно-влажностный режим». Сохранить его было невозможно. «Зимой в люстровое отверстие попадал холод, летом — влага. Когда поставили вентиляцию в тридцатых, появился конденсат, и состояние плафона было тяжелое», — рассказывает директор музея Большого театра Лидия Харина.
Курганов снимал муз с четвертого яруса во время двух последних спектаклей, но мешала люстра — менялась перспектива, уходил свет. «Невозможно было передать с точностью картину. Когда начался демонтаж, удалось сделать цвета, которые были на плафоне», — продолжает Кирилл Курганов. Он перенес изображения на холст. В позолоченных рамах они смотрятся, как старинные картины. Однако трещины и изломы многое расскажут опытному глазу. «Было кропление, вздутие. Плафон приклеен к деке, он стал отступать и провис, и красочный слой портился», — замечает Лидия Харина.
В сороковые годы плафон с музами хотели заменить. Объявили конкурс и даже рассмотрели один из проектов — музы в окружении персонажей классических опер, — но помешала война. Их трижды реставрировали. Рассмотреть парящих муз Большого было нелегко. На выставке Кирилла Курганова теперь с ними можно познакомиться поближе.
Елена Ворошилова