Для звуков жизни не щадить…
«Для звуков жизни не щадить» — этому учил своих воспитанников композитор Тихон Хренников, ушедший из жизни летом прошлого года. Один из его учеников — Александр Чайковский, — не забывая об этих уроках, посвятил памяти своего учителя «Элегию». Минувшим вечером она впервые прозвучала в Концертном зале имени Чайковского. Дополнением к премьере стал Первый фортепианный концерт Рахманинова, который сыграл Денис Мацуев.
«Живешь сам, и давай жить другим» — часто повторял Тихон Хренников. Одной из своих надежд он называл ученика Александра Чайковского, который теперь дает жить «Элегии» — музыке памяти Хренникова. «Небольшое сочинение тихой, грустной музыки, где в конце написана цитата на песню "Как соловей о розе", которую он считал своей лучшей песней», — рассказывает Чайковский. Впрочем, песен, которые сейчас назвали бы хитами, у Тихона Николаевича было много. «Как жалко, что Хренников не может творить на Западе. Голливуд сделал бы из него миллионера», — говорил создатель песенных бестселлеров Нино Рота.
Пока Александр Чайковский скромно выходит из зала, пианист Денис Мацуев выходит из гримерки с гордостью. С Первым концертом Рахманинова, написанным композитором в девятнадцать лет, у него роман, который длится уже полтора года. За это время Мацуев сыграл концерт около тридцати раз. «Концерт с юношеским порывом, если так можно выразиться. Потому что первая часть, вторая, третья — я весь в этом произведении», — признается Денис Мацуев. «Когда меня спрашивают: "Как ты относишься к тому, как ты сыграл?", я отвечаю: "Слава Богу, мои близкие люди приучили впускать в это ухо, а из этого выпускать"», — говорит он. Именно этому учил Тихона Хренникова его отец.
Елена Казанцева