Оратория Берлиоза «Детство Христа» прозвучала в БЗК
Меццо-сопрано, тенор, два баритона, бас, детский хор и симфонический оркестр — именно такой состав необходим, чтобы вновь поведать миру одну из самых важных историй человеческой цивилизации. Выбрав ораторию Гектора Берлиоза «Детство Христа» для исполнения в Большом зале Московской консерватории, Владимир Федосеев вновь подтвердил свою репутацию дирижера-просветителя.
Музыка Берлиоза даже во Франции исполняется нечасто. Ораторию «Детство Христа» Владимир Федосеев слышал только однажды в Милане. С тех пор он мечтал познакомить с этим сочинением московскую публику. «Это божественная музыка. Есть места, сердце заходит от красоты», — замечает Федосеев.
Самым сложным для осуществления задуманного было найти хороших солистов. Пришлось пойти на компромисс. Вместо семи, как написано в партитуре Берлиоза, он пригласил только пять певцов. Николя Куржалю и Яну Берону досталось по две партии. «Я пел десять лет назад в Париже отца семейства. Принимали очень хорошо, музыка красивая», — говорит Николя Куржаль. «В этой оратории я спел все, что написано для моего голоса, — и отца семейства, и Ирода. Партию Иосифа я пою впервые», — отмечает певец Поль Ге.
В Евангелии Бегство святого семейства в Египет занимает несколько строк. У Берлиоза это полутарочасовое полотно. «Детство Христа» было написано в 1854 году. В то время композитор был увлечен оперным жанром. Это заметно и в оратории. Ее можно ставить, как оперу, считает Владимир Федосеев.
Оратория «Детство Христа» принесла первый успех Берлиозу — после нее соотечественники оценили «Фантастическую симфонию», «Гарольда в Италии» и другие опусы, которые теперь признаны шедеврами и исполняются во всем мире. Ораторию «Детство Христа» исполняют нечасто. В России в таком исполнении она прозвучала впервые.
Елена Озерова