Церковная музыка и духовные стихи в БЗК
Stabat Mater — сюжет, описывающий страдания Богоматери перед распятием Сына, был изложен в стихах на латыни предположительно в XIII веке. Он был неоднократно положен на музыку, лег в основу нескольких одноименных кантат разных композиторов. В концертах Академического камерного хора Владимира Минина уже звучала кантата Stabat Mater Россини. В следующем концерте можно будет услышать версию Перголези, а в день Сретенья Господня, 15 февраля, коллектив исполнил Stabat Mater на музыку Джузеппе Верди.
Ольга Остроумова родилась в семье потомственных священников. Ее дед и прадедв служили сельских приходах, а отец в советское время был регентом церковного хора в Оренбургской области. Поэтому она без раздумий согласилась на предложение Владимира Минина принять участие в концерте его коллектива. Несмотря на то, что Ольге Остроумовой предстояло читать стихи, она готовилась под руководством маэстро, как настоящая солистка хора. «Первый раз читать стихотворение — это как сыграть премьеру. Это ужасно волнительно! Поэтому я сразу сказала, что мне нужны репетиции. Я ездила к ним на базу, репетировала, и он давал мне советы даже по мелодике», — рассказывает Остроумова.
«Сретение» Бродского, молитва «Вопль к Богоматери», рахманиновская Литургия Иоанна Златоуста в первом отделении и Stabat Mater — во втором. Владимир Минин не ставил перед собой целью противопоставлять в одном концерте православную и католическую духовную музыку. Связующим звеном этой программы стала фигура Богоматери, одинаково чтимой обеими церквями. «В России всегда икона Божьей Матери почиталась, пожалуй, с большей нежностью, с большим сердечным отношением, чем икона Спасителя. Такова традиция русской жизни», — замечает Владимир Минин.
Франсис Пуленк тоже входит в число композиторов, написавших музыку для гимна Stabat Mater. Однако, памятуя о празднике, Владимир Минин решил не заканчивать вечер на трагической ноте, и в завершении концерта прозвучала торжественная кантата Gloria французского композитора.
Михаил Родин