Февральские вечера на Арбате
Одиннадцатый раз проводятся в Москве традиционные Февральские вечера на Арбате, в мемориальном музее Пушкина. Уютный камерный фестиваль посвящен одному из самых счастливых периодов в жизни поэта — его свадьбе с Натальей Гончаровой. Свадьба, кстати, планировалась на осень, но холерный карантин запер Александра Сергеевича в болдинском имении. А иначе имели бы мы Ноябрьские вечера. Камерный ансамбль «Виртуозы Москвы» выступил на Арбате в соответствии с исторической достоверностью, 19 февраля. Звучала музыка Чайковского и стихи Пушкина.
Последние нюансы обговариваются до самого начала представления — нелегко оказаться между двумя гениями, особенно если гений музыкальный и гений поэтический взаимодействуют на равных правах.
Людмила Леонтьева, автор сценария и режиссер-постановщик: «С оркестром должно сочетаться! Если он (Юрий Чурсин) где-то отстает, чуть побыстрее темп, чуть попозже вступить на каком-то куске, вот это мне приходилось говорить ему. И конкретно, выразительнее какие-то фразы».
По словам авторов проекта, «выдумывать» его не пришлось — музыка Чайковского сама подсказала подходящие строки Пушкина. И сочетаясь, они начали обогащать друг друга настроениями и смыслами.
Возникло новое «синтетическое» произведение, которое, между тем, звучит очень органично, и как бы продолжает «Евгения Онегина» и «Пиковую даму».
Юрий Чурсин, актер МХТ им. Чехова: «Никакие образы Пушкина, или там себя самого не хочется нести. Хочется отыскать ключ — о чем, что это такое, на том высоком уровне, на котором это было написано».
Вполне возможно, что сам Чайковский, когда писал «Времена года», черпал вдохновение именно из поэзии Пушкина. Недаром именно его строки композитор выбрал в качестве эпиграфов к некоторым пьесам этого цикла.
Михаил Родин