Раймонд Паулс и звезды мирового джаза
Творчество Раймонда Паулса и спектакли Рижского театра русской драмы практически исчерпывают наше представление о культурной ситуации в Латвии. Минувшим вечером в Светлановском зале Международного Дома музыки Райморд Паулс представил московской публике восходящих звезд латвийского джаза. В их числе — хор «Kamer» под руководством Мариса Сирмайса, певец Интарс Бусулис, контрабасист Тойво Унт и исполнитель на ударных Марис Бриежкалнс.
На московской сцене элегантный маэстро не выступал уже около десяти лет. Однако зрители, выросшие на его песнях, как будто этого не заметили. Раймонд Паулс сетует, что на каждом концерте публика требует, чтобы он исполнил те самые популярные композиции. «Публика такая, для нее работаем. Сыграл, что-то новое — "Ой, — говорят, — не то"», — замечает маэстро Паулс. Сейчас в Москву он приехал, скорее, для того, чтобы опровергнуть свой имидж, сохранившийся еще от советской эпохи. Именно поэтому он тщательно подбирал концертную программу и в итоге остался совершенно не доволен официальным названием: «Раймонд Паулс и звезды мирового джаза».
В Москву маэстро привез знаменитый латвийский камерный хор «Kamer», которым дирижирует один из самых популярных современных музыкантов Латвии Марис Сирмайс. Когда-то он сам пел в хоре мальчиков под строгим руководством Раймонда Паулса. Хор давал концерты в Большом зале консерватории. Теперь Сирмайс руководит двумя коллективами. О фугах и прелюдиях Баха в джазовой обработке Паулса маэстро говорит так: «Это просто добавить ритма гению». Кроме того, в джазе не обойтись без импровизации. «Нет, нот у меня нет. Перед глазами есть скелет. Все зависит от настроения: может получиться, а может — мимо», — говорит Раймонд Паулс.
Самые большие опасения маэстро вызывает 29-летний певец и тромбонист Интарс Бусулис. Талантливый артист, говорит маэстро, может увлечься импровизацией. «Врать не буду ни себе, ни публике, ни маэстро», — обещает Бусулис. Ему достается вторая часть концерта, в которой звучат только популярные композиции Паулса. Приходится идти на поводу у публики, чтобы доставить ей удовольствие. Как говорит Раймонд Паулс, вообще я не работаю, как пианист. Это мое удовольствие.
Лилия Валеева