Отдам рисунок в хорошие руки
В Нью-Йорке прошла выставка необычных художественных работ художника из Санкт-Петербурга Александра Петровича Войцеховского. Родные, словно наброски на полях конспектов во время лекций, рисунки Александра Войцеховского излучают доброту. Но они вовсе не такие простые, какими кажутся сначала: каждый рисунок - целая история, которую особенно интересно слушать в исполнении автора. Он даже несколько книг выпустил с картинками и комментариями к ним. “Девушка слышит новости из маленького портативного приемника и видит их на улице, причем то, что она наблюдает с балкона, вероятно, еще свежее”, - рассказывал Александр “Последние новости” одному из зрителей. Его рисунки, хочешь того или нет, запоминаются. И сейчас, когда я пишу о выставке, то отчетливо представляю все картины, которые видела, словно наяву пообщалась с их героями или побывала в местах, изображенных на них. Вот сидит дамочка, манерно курящая сигарету в “Ультиматуме”, там лежит большой уютный черный пес, весь в белой пороше “Первого снега”, а здесь озорные “Наездницы” с топорщащимися хвостиками и распахнутыми глазами несутся прямо на меня…
“Все девушки, которых рисую, мне нравятся, все симпатичные, я к ним испытываю теплые чувства. Я люблю характеры”, - говорит Александр. Даже снег на рисунках Войцеховского показался мне выразительным - с характером. Бесконечно добрые и детские, они передают оптимистическое восприятие жизни художником. “Я верю в то, что все будет хорошо”, - признался мне Александр. С этим девизом он лечил пациентов, когда работал терапевтом “скорой помощи” в СанктПетербурге, а теперь - врачует души. “По сути, я и остался врачом. Я считаю, что роль художника в том, чтобы помочь людям почувствовать, что этот жестокий, страшный, сложный мир на самом деле добр и прекрасен. Задача художника - рисовать картинки и картины такого свойства, чтобы людям становилось теплее. Даже если на моей картинке вдруг родилась какаято драматическая ситуация, она все равно несет положительный настрой и дает почувствовать, что мир к нам расположен”, - объясняет Александр. Высокий, он наклоняет голову, сутулится, словно не хочет смущать собеседника своим ростом. Скромный, он называет свои работы “картинками” и никогда не употребляет пафосное “пишу”, а просто - “рисую”. “Думаю, что в любой художественной школе меня раздавили бы в секунду: сказали бы, что композиционно все неправильно, и принялись учить, как писать. Я этого не хочу: это моя удача, что я не учился”, - считает Александр. Рассматривая его оригинальные творения, трудно с этим не согласиться: трогательные, как детские каракули, но глубокомысленные, как философские сентенции, они могут быть написаны только дилетантом, и в этом их притягательность. “Пойдем, Фима, все понятно - Шагал”, - поставил Войцеховскому окончательный диагноз какойто пожилой зритель.
Выставка необыкновенных картин исключительного художника Александра Войцеховского открылась в необычном месте - в ресторане. “Почему вдруг “Русский самовар”? - удивилась я. “Я разъезжал с выставкой по стране: был в Миннеаполисе, Сиэтле, а напоследок друзья позвали в НьюЙорк, пообещав организовать экспозицию, но у них не получилось. Тогда мой друг, писатель Андрей Битов, посоветовал обратиться к Роману Каплану. Я показал ему свои рисунки, и Роман спас мое положение, предоставив на неделю это замечательное помещение в своем ресторане. Мне в жизни везет: все время встречаются прекрасные люди - друзья”, - ответил Александр. Именно друзья помогли ему в самом важном деле - найти себя.
“Начал рисовать поздно, лет в восемнадцатьдвадцать, и несерьезно: в тетрадях, конспектах, на разрозненных листочках, салфетках… Дарил свои наброски подружкам и друзьям. Когда мне исполнилось тридцать лет, я работал врачом на “скорой” и не собирался расставаться с этой профессией, а, напротив, думал углубиться в медицину и заняться кардиологией. Однажды друзья пригласили меня на некую выставку. “Только приходи, Петрович, непременно приходи. Если у тебя будет дежурство, поменяй его”, - попросили они. Я пришел на эту, непонятно какую, выставку, и оказалось, это выставка… моих работ. Я был в шоке, мне стало даже както нехорошо. Друзья собрали их, “одели” в рамки, повесили в одном из помещений в центре Петербурга на Мойке и пригласили кучу народа, в том числе и меня. Я пришел и обомлел: больше сотни моих рисунков висели тогда по стенам. Потом они устроили еще одну выставку, чтобы убедить меня, что я художник. Я всегда считал свои работы очень камерными. Помоему, они могли быть успешными только в кругу очень близких друзей, которые любят меня и радуются моим зарисовкам. Но они продемонстрировали мне, что я - какойникакой художник”, - рассказал Александр.
С легкой руки друзей одна выставка последовала за другой, Войцеховский вошел во вкус и выпустил свою книжку, которую опять же друзья разослали в разные страны. Александра начали приглашать участвовать в выставках и иллюстрировать книги. “В результате мне пришлось расстаться с профессией врача и превратиться в художника, чему я очень рад и от чего сначала не пришли в восторг мои родственники: поскольку профессия врача - это профессия врача, а художник - чтото непонятное, эфемерное. Но я понял, что люблю это больше, это мое: я живу так, как и мечтал жить когдато в детстве - делать свое любимое дело и путешествовать”, - говорит Петрович, который считает себя авантюристом, бросившимся в бездну вниз головой. Его картины, как и художественная карьера, возникают неожиданно - tabula rasa. “Рисовать в академическом смысле я совершенно не умею: держу мелок над листком, если родится чтото - удача. Я не властен над процессом создания, а лишь принимаю в нем участие”, - объясняет художник. Вот на листке появилась девушка, потом Петрович решил вложить ей в руку ракетку, которая “попросила” сетку. “Хотя сеток таких не бывает, тем не менее, получилось неплохо. Потом я решил, что девушке скучно без собачки и посадил ее рядом. Этото и приятно в жизни и работе художника - можно делать все, что угодно”, - улыбается Александр. История картины “Апрель” о том, как родившийся на свет уродец не хотел умирать: “Когда я нарисовал ее, то решил, что ничего не вышло и хотел уже зачеркнуть, как вдруг из бесформенного пятна появилась дама перед окном”, - рассказал Петрович.
В книгах он комментарии к рисункам пишет сам, а на вебсайте http://www.petrovichbook.spb.ru/ - посетители. “Да, точное название. За зиму вечно отъедаешься и весной вот так тоскливо смотришь на улицу и думаешь: что же надеть, в прошлогодние вещи уже не вмещаюсь”, - прокомментировала посетительница с “ником” Fox.
Последние пятьшесть лет он разъезжает со своими работами по миру. Выставки рисунков Войцеховского проходили в Израиле, Франции, Швейцарии, Англии, России, Америке. Его работы находятся в частных коллекциях ценителей искусства в разных странах мира. Картины Войцеховского нельзя не любить, ведь они окутаны любовью своего создателя, как дети. “Я вкладываю в них душу и порой ловлю себя на мысли, что мне не безразлично, кто их купит, важно, чтобы картина попала в хорошие руки. Я учусь расставаться со своими рисунками с легкостью - ведь они будут жить у людей. Мне хочется, чтобы они пробуждали в человеке чтото хорошее, красивое. С каждой картиной у меня связана целая история”, - рассказывает Петрович.
Картины Александра Войцеховского, написанные масляными мелками, расскажут вам свои необыкновенные истории.
// НОВОЕ РУССКОЕ СЛОВО
14 января 2007 г