Гоголевский сюжет под музыку Римского-Корсакова
Сегодня в Театре Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера «Майской ночи» Римского-Корсакова. Меломаны хорошо помнят одну из самых красивых и любимых постановщиками русских опер, которую ставил сам Станиславский. Для сегодняшнего молодого поколения сказочный гоголевский сюжет и музыка Римского-Корсакова, давно не звучавшая со сцены, могут стать настоящим открытием.
Авангардной трактовки зритель не увидит. Более бережного отношения к оперному первоисточнику сегодня трудно найти. «Любовно-ироничное отношение к нашему представлению о том, что такое Украина», — поясняет режиссер-постановщик спектакля Александр Титель. Гоголевские слова: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!», хочется продолжить словами: как знает ее художник Владимир Арефьев, несколько лет проработавший на Украине и имеющий звание Заслуженный художник Украины. «Мы хотели сделать такой спектакль, чтобы наше ощущение Гоголя и воспоминания о том, какой тогда была жизнь, получились», — говорит Арефьев.
На фоне украинской ночи разворачивается история любви Ганны и Левко, а параллельно с ней — история Панночки, которую злая мачеха прогнала из дома. Рассказ о Панночке трогает Ганну до слез. Может ли современное компьютерное поколение так чувствовать? «Прагматичное, жесткое, компьютерное, но слезные железы существуют, сердце существует, адреналин по-прежнему в кровь поступает», — убежден Александр Титель.
Сюжет «Майской ночи» иногда называют мистическим триллером Гоголя, иногда — наивной, но милой историей. Однако устоять перед обаянием прекрасных мелодий Римского-Корсакова невозможно. Музыкантам в этой постановке сложнее всех. На них лежит огромная ответственность, ведь партии исполняли Лемешев, Собинов. «Повторить традицию лемешевских фермат невозможно. Нужно пережить все заново и сделать что-то свое», — заверяет дирижер-постановщик Феликс Коробов. Это тем более трудно, если певцы молоды, а в современном театре исполнители чаще всего являются ровесниками своих персонажей.