Вечер памяти Алексея Комеча
Год назад у российской архитектуры стало одним защитником меньше. Из жизни ушел директор Института искусствознания, ученый с мировым именем Алексей Ильич Комеч. Он делал все, что было в его силах, чтобы спасти от уничтожения памятники архитектуры не только в Москве, но и по всей стране. Он ездил в экспедиции, фотографировал, описывал уцелевшие храмы и соборы. Алексею Комечу принадлежит идея издания двадцати двух томов «Истории русского искусства». Презентация первого тома состоялась минувшим вечером, в день памяти Алексея Комеча.
Фундаментальная «История русского искусства» пишется примерно раз в пятьдесят лет. Концепция нынешнего издания принадлежит Алексею Комечу, который задумал его еще в 1994 году. За последние полвека было проведено много научных исследований и археологических раскопок. Из экспедиций по России, Египту, Греции, Грузии ученый вместе со своими коллегами привозил тысячи фотографий, которые потом систематизировал по темам. Первый том «Истории русского искусства» посвящен Киевской Руси — с момента ее появления до первой четверти XII века. «Момент соединения на таком пространстве этой проторусской истории и начального этапа X — XI веков дан очень серьезно и глубоко», — замечает директор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов.
Всего задумано выпустить двадцать два тома. Издание рассчитано на одиннадцать лет. Предполагается, что ежегодно будет выходить по два тома. Несмотря на глубину содержания и научный подход, книги рассчитаны на всех, кто любит искусство. На вечере памяти Алексея Комеча говорили об одержимости и масштабе его личности. Авторитет ученого, его позиция спасали от уничтожения древние памятники. «Он замечательно всегда выступал, и он мог повернуть самое неблагоприятное направление дискуссии в том плане, в каком нужно решить проблему», — вспоминает директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. История была для Алексея Комеча естественной средой обитания. Он автор главы о древнерусской архитектуре в первом томе «Истории русского искусства».