Рихтер был бы доволен…
В день рождения Святослава Рихтера в Большом зале Московской консерватории Юрий Башмет и его коллектив «Новая Россия» представили интересную программу. В первом отделении прозвучали «Неоконченная симфония» Шуберта и «Офферториум» Губайдулиной, во втором — «Гарольд в Италии» Берлиоза. Для исполнения Концерта Губайдуллиной была приглашена молодая скрипачка из Германии Вивьен Хагнер. У себя на родине она входит в десятку лучших исполнителей.
Около двадцати лет назад они выступали вместе — Святослав Рихтер и Юрий Башмет. Теперь Юрий Башмет на этой сцене один, и в день памяти Рихтера он мог быть только там — в Большом зале Московской консерватории. Как говорит сам Башмет, в день рождения Рихтера программу памятного концерта можно было выстроить по самым различным принципам. «Мы могли сыграть "Реквием" Моцарта, а могли что-то веселое, или сделать вечер премьер современной музыки», — говорит он. Но решили, что будут звучать произведения, в которых нет финала. «Я все сказал», — объяснял Шуберт, когда его спрашивали, почему его симфония называется «Неоконченной». Башмет считает это произведение самым гениальным.
«Офферториум» Губайдуллиной — то есть «Посвящение» — был написан для Гидона Кремера. В свое время его блистательно играл Олег Каган, который хорошо знал Рихтера. На вчерашнем концерте вместе с «Новой Россией» это произведение исполнила молодая скрипачка из Германии Вивьен Хагнер.
Во втором отделении звучал Берлиоз — «Гарольд в Италии». Это произведение о неоконченном пути романтика. Редчайший случай, когда Юрий Башмет и дирижировал, и исполнял солирующую партию альта. «Получается почти шоу» — так характеризует процесс маэстро и подробно объясняет, зачем это и почему. «Это можно позволить со своим оркестром. Здесь нужно, чтобы дирижер и солист были заодно. Не с каждым, даже очень хорошим дирижером это получается. Я же сам с собой. При этом довольно рискованно все-таки — так вот отворачиваешься от оркестра, а что они там делают», — говорит Башмет. Риск был оправдан, и в зале прозвучало: «Рихтер был бы доволен».
Нара Ширалиева