Сибирская «Леди Макбет»
Опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Новосибирского театра оперы и балета номинирована на премию «Золотая маска» в категории «Опера, лучший спектакль». В частных номинациях выдвинуты режиссер Генрих Барановский, художник Павел Добжицкий, дирижер Теодор Курентзис и певец Олег Видеман — исполнитель партии Сергея. Теодор Курентзис, его интернациональная команда и артисты новосибирского театра предлагают собственный взгляд на актуальную сегодня первую редакцию оперы Шостаковича.
«Мне казалось, что музыка Шостаковича ни при чем для мужиков XIX века. Но сегодня она понятна. Персонажей я сделал сегодня или из будущего», — рассказывает режиссер Генрих Барановский. Главная героиня Катерина Измайлова — очаровательная жена крупного бизнесмена. Кажется, она слишком далека от героини Лескова и Шостаковича, как далек от оригинала яркий, радостный колорит спектакля. Декорации даже были встречены отдельными аплодисментами.
«А Москва не радостная сейчас? А людей убивают? Убивают. Вот так. Красота и цвет — одна сторона, а другая сторона — внутренняя, скрытая. В этом диалектика», — добавляет Генрих Барановский. Такова реальность современного оперного театра. Чтобы быть ближе к произведению, режиссер отходит от него дальше, а дирижер — наоборот, стремится приблизиться к первоисточнику.
Теодор Курентзис предпочитает аутентичное прочтение партитуры, которое он видит в отказе от романтического представления о Шостаковиче. «У Шостаковича есть огромный диапазон чувств: от божественного до бездны ада, до абсолютно агрессивной тоталитарной машины советского постфутуризма. Эти перепады очень часты. Единой стилистики нет. Перепады из одного стиля в другой дают сложность», — считает Теодор Курентзис.
Кроме того, опера представляет собой благодатный материал для певцов-актеров. Сергей — персонаж отрицательный. «Петь нужно серьезным голосом, но со сволочными нотками», — замечает Олег Видеман, исполнитель роли Сергея.
Елена Озерова