«Знаки». Театральный дебют Александра Кабакова
Об Александре Кабакове часто говорят, что он «делает своих героев настолько похожими на себя, что поневоле начинаешь подозревать, что он описывает все-таки кого-то другого». Премьера спектакля «Знаки» состоялась в столичном театре «У Никитских ворот». Постановка стала театральным дебютом писателя.
Исполнитель главной роли Валерий Шейман городится автографом драматурга. До появления в театре Александра Кабакова он не решался играть в современных пьесах. Свой первый драматургический опыт писатель показал режиссеру, которого хорошо знает и которому давно обещал написать что-нибудь для театра. Доверие сыграло в этом альянсе не последнюю роль. Кабаков не присутствовал ни на одной репетиции. «Возникла задача соответствовать большому писателю. Значит, надо найти и форму, и приемы, которые выражали бы, прежде всего, автора», — поясняет художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский.
Пьеса Кабакова немного похожа на его повести и рассказы. Сюжет получает самое неожиданное развитие. Любовники обнаружили труп, но вместо расследования преступления начинается расследование их собственной жизни. Своеобразный сеанс психотерапии для героев и для зрителей. «Мы не хотим это про себя знать, но возникают условия, и мы узнаем. Это пьеса про то, чего не хотим о себе знать», — утверждает Кабаков.
Декорации в нарушенных пропорциях выполнила Екатерина Щедрова. Это тоже ее дебютный спектакль. Сценография работает на общую идею. «Детектив превращается в фантасмагорию, дает возможность понять, что все было во сне героя, а в реальности можно избежать падения», — замечает народный артист России Валерий Шейман.
«Все поправимо» — эта оптимистичная кабаковская нота, как говорят актеры, помогала в работе над спектаклем, который получился очень контрастным. Сейчас Кабаков уже закончил вторую пьесу, которую он покажет Марку Розовскому в ближайшее время.
Евгения Твардовская