Старейший хор Сербии услышал в Кремле колокольный перезвон
В Успенском соборе Кремля сегодня звучала хоровая музыка Сербии. В рамках Пасхального фестиваля там выступил старейший певческий коллектив из Белграда. За свою 150-летнюю историю он был и церемониальным хором королевского двора, и участвовал в коронации правителей Сербии. Все хористы обладают безупречным музыкальным слухом, хотя среди них есть и те, кто не знает нотной грамоты.
Несмотря на то, что хор уже 150 лет считается сербским культурным достоянием и на своем веку повидал немало храмов, перед первым концертом в Успенском соборе Светлане Вилич пришлось постараться, чтобы добиться от певцов хорошего звука. «Когда мы пришли на репетицию, люди сжались. Они почувствовали себя, как в музее, и мне пришлось много сил потратить, чтобы их вдохновить, чтобы они оживили все вокруг», — признается Светлана Вилич.
Волнение перед новыми площадками — таков, вероятно, единственный недостаток любительского коллектива из Белграда. Это один из принципов хора — в нем не поют профессиональные певцы. С самого основания он находился под патронажем сербских правителей, а после создания Югославии перешел под покровительство церкви. «Но он всегда — и когда был гражданским — пел на богослужениях в кафедральном соборе. Так что эта традиция задержалась и до сегодняшнего дня. Мы поем и светскую музыку, но реже», — говорит Светлана Вилич.
Когда белградский хор фотографировался на фоне Успенского собора, до колокольни Ивана Великого докатилась знаменитая пасхальная вереница. Сегодня в этой своеобразной колокольной эстафете участвовали соборы Зарядья и Кремля. «В XIX веке один англичанин писал, что колокола Москвы на Пасху производят такой трезвон, что если здесь когда-то проживали бесы, они тут же разлетались из Москвы, боясь этого трезвона», — рассказывает старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. Возрождение этой традиции помогает не только в борьбе с бесами. Она идет на пользу и самим колоколам. Ведь, как известно, для того, чтобы не потерять голос, им, как скрипкам, необходимо постоянно звучать.
Михаил Родин