Об открытии Каннского кинофестиваля
Битва голливудского кино и артхауса — так критики обозначили суть 61-го Каннского кинофестиваля, который открылся минувшим вечером на Лазурном берегу. В программе форума представлено пятьдесят четыре полнометражных ленты и двадцать шесть короткометражек. В конкурсной программе — двадцать две картины, среди которых, как известно, нет ни одной российской.
«Мы собираемся просмотреть двадцать два фильма. Никакой политики, только талантливое и зрелищное кино. Я даже не хочу называть это конкурсом. Скажем, мы собираемся прийти к консенсусу. Чтобы никто не был обижен, чтобы у всех осталось ощущение праздника», — заметил Шон Пенн на открытии.
В прошлом году первое заявление, прозвучавшее на открытии Каннского кинофестиваля, касалось европейского противостояния засилью американского кино, но тогда жюри возглавлял француз. Теперь главным судьей стал американец Шон Пенн, и он не единственный представитель Голливуда. Молодую актрису Натали Портман тоже пригласили в жюри.
Организаторы заметили, что 61-й Каннский фестиваль выходит на новый виток развития. Критики утверждают, что этот шаг может стать как рывком вперед, так и серьезной неудачей. Наряду с мэтрами, в конкурсе принимают участие и почти неизвестные режиссеры, как, например, венгр Корнель Мундруцо и израильтянин Ари Фольман.
Фильмом открытия стала картина бразильца Фернанду Мейреллиша «Слепота». Это экранизация одноименной книги нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. Его «Слепота» призывает людей к прозрению: нынешнее человечество беззаботно скользит на коньках по тонкому льду. Итог понятен: падение неизбежно. В кулуарах на набережной Круазетт уже прозвучало такое мнение: философия португальца Жозе Сарамаго, экранизированная Фернанду Мейреллишем, серьезно подняла планку требований к конкурсантам.
Рассказывая о программе смотра, нельзя не отметить: то, что россияне не представлены в конкурсе, вовсе не означает, что Канны обойдутся без нашего кино. Во-первых, на французской Ривьере в международной деревне впервые появится Русский павильон. Его открытие приурочено к празднованию столетия российского кинопроизводства. Во-вторых, фильмы наших режиссеров представлены в престижных параллельных программах.