Римма Казакова. «Она и прожила набело»
Сегодня в Москве простились с известной поэтессой Риммой Казаковой. Гражданская панихида прошла в Центральном Доме литератора — туда пришли близкие, друзья и коллеги, многочисленные почитатели таланта Риммы Казаковой. В переполненном зале с утра звучали ее стихи. На церемонии прощания огласили телеграмму соболезнований президента России Дмитрия Медведева. В ней Римма Казакова названа одной из самых ярких и одаренных российских поэтесс ХХ века.
Несколько сотен человек на гражданской панихиде в Центральном Доме литератора — это только малая часть тех, кого она поддерживала в жизни. Казакова помогала не только как руководитель Союза писателей Москвы и общественный деятель, но и как поэт. Недаром о стихах Риммы Казаковой говорят, что они как рука помощи в трудную минуту. «Она была не только знаковым поэтом нашего времени. Она была удивительно теплым, отзывчивым. Вы знаете, как она болела за все, что происходит вокруг, болела за свой союз писателей Москвы», — вспоминает композитор Алексей Карелин.
Ее слишком откровенная для своего времени поэзия порой казалась вызывающей, а ведь общественная активность не всем была по душе. Тем не менее, Римма Казакова была готова протянуть руку не только друзьям, но и идеологическим противникам. «Знакомство началось с идеологической ссоры и полемики, а потом мы, когда встретились и поговорили, проблем не было никаких. Я и говорю: "Началось с ссоры, а закончилось дружбой и крепким ощущением товарищества"», — рассказывает писатель Евгений Попов.
Ничто не может лучше описать жизнь Риммы Казаковой, чем ее поэзия. Их нельзя разделить. Пожалуй, главной чертой поэтессы и многих сотен ее стихотворений была искренность. «Она была настоящим лириком — как сказал бы Маяковский, "по самой строчной сути". И она написала то, что могла написать только она. И очень знаково звучит название одной из ее давних книг "Набело". Набело и только раз. Вот она и прожила набело», — убежден поэт Владимир Вишневский.