Елена Майорова — актриса с глазами раненой чеховской чайки
Сегодня исполняется пятьдесят лет со дня рождения актрисы Елены Майоровой. Режиссер Владимир Хотиненко признался однажды: «Работу с ней я бы сравнил с игрой на скрипке, которая сама по себе звучит божественно. Говорили, что она была сложным человеком, но среди больших талантов не бывает простых людей». Голос этой скрипки оборвался загадочно и трагически, на самой высокой ноте. О недоигранной судьбе Елены Майоровой.
Она начинала с классики. Первым в ее актерской карьере был телеспектакль «Дядюшкин сон» по Достоевскому, в котором Майорова играла Зину. Но об этом опыте актрисы мало кто вспоминал. Режиссеры видели в ней видеть проводницу, буфетчицу, сержанта милиции. «Героиня из народа», «наш современник» — так говорили о ее ролях в кино. Все удивлялись, как она, вчерашняя выпускница строительного ПТУ, вдруг преображалась на глазах.
Хрипловатый голос, королевская осанка и бездонные, безнадежные, отрешенные глаза. «В "Параде планет" нужно было ее лицо, ее стать, ее шея, ее глаза. Крупный план ее, она просто смотрит в камеру — в этом есть нечто такое, что очень трудно передать словами, но как раз ради этого мы ее позвали в картину», — вспоминает режиссер Вадим Абдрашитов.
В Москву она приехала из Южно-Сахалинска и не поступила ни в один театральный вуз. Работала на стройке, но через несколько лет все же сдала экзамены в ГИТИС, а после института попала в тот самый театр, о котором мечтала с детства, — Московский художественный. На его сцене она сыграла Машу в «Трех сестрах».
Каждая новая роль в театре для нее была, как последняя. Она играла на пределе, словно торопилась жить, ничего и никого не замечая. На роль в фильме «Затерянный в Сибири» Александр Митта сразу же утвердил Майорову. «Ее партнером был Энтони Эндрюс, знаменитый английский актер. Он был просто в восхищении от нее. Трудно было не восхищаться, потому что она включалась просто мгновенно, не делала ни одной проходной репетиции», — вспоминает Митта.
Ее жизнь трагически оборвалась в 39 лет. Смерть Майоровой до сих пор остается для всех загадкой. Неизвестно, сколько бы еще сыграла эта актриса с глазами голливудской дивы или раненой чеховской чайки.