К семидесятилетию Алексея Германа
Алексей Герман готовится к юбилею… за рабочим столом. Завтра одному из самых признанных кинорежиссеров современности исполняется 70 лет. О его скрупулезном стиле работы на Ленфильме ходят легенды. За ним закрепилась слава бескомпромиссного художника — мастера, который всегда знает, «как надо снимать». Накануне юбилея, в Петербурге, Алексей Герман дал эксклюзивное интервью«Новостям культуры».
Семьдесят лет. Шесть фильмов. Об этой статистике Германа не говорит только ленивый. Свою последнюю картину «Трудно быть богом» он снимает уже восемь лет. За это время у исполнителя главной роли Леонида Ярмольника успела поседеть борода. Съемочный период уже закончен. Сейчас идет подготовка к озвучиванию.
Но восемь лет — это игрушки. «Трудно быть богом» Герман задумал еще в 68-м году. Как и с многими другими его фильмами, в процесс вмешалась цензура.
Алексей Герман, режиссер: «Я могу снимать быстро. «Лапшин» снят в рекордный срок — 5,5 месяцев вся картина, включая режиссерскую разработку. «Проверка» — 6,5 месяцев. А уж не моя вина, что одна пролежала 15 лет запрещенная, а другая 4,5 года».
Он может ставить перед собой любые задачи — добиться схожести с живописью Босха, как в картине «Трудно быть богом», или обыграть тему памяти, как в фильме «Мой друг Иван Лапшин». Снимает он десять лет или полгода, можно быть уверенным, что любая его работа попадет в золотой фонд мирового кинематографа. Но как настоящий перфекционист Герман все равно считает, что уровень его старших коллег недостижим.
Алексей Герман, режиссер: «Мастерство Феллини, Антониони, Бергмана, Куросавы — это такой невероятный уровень! Я просто расплакался, я не сентиментальный человек, на «Амаркорде», который не видел 10 лет».
Когда слышишь это, становится понятно, почему на то, чтобы выстроить один кадру у него уходит три недели, а на озвучивание он приглашает рязанских рабочих, чтобы те отучили актеров от «мхатовской» речи. И почему он так осторожно подходит к выбору сюжетов. Принцип работы Германа заключается в словах: «для того, чтобы снять фильм по Толстому, надо быть Толстым или человеком не менее талантливым, чем он».